Потребительская уверенность замерла

| статьи | печать

Индекс потребительской уверенности (­ИПУ) в IV квартале прошлого года сохранил значение предыдущих трех месяцев (–13%). При этом улучшение своего личного материального положения отметили 10% опрошенных россиян, а его ухудшение — почти в три раза больше граждан — 28%. Похожие результаты показал пос­ледний опрос ЦБ: повышение материального положения заметили 14% респондентов, снижение — 29% опрошенных потребителей. Причиной «пробуксовки» уверенности покупателей экономисты считают хроническую просадку реальных доходов.

В IV квартале 2019 г. совокупные потребительские настроения российского населения остановили свой рост, несмотря на небольшое увеличение реальных доходов граждан. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) Росстата сохранил значение предыдущего квартала (–13%). Этот показатель, по оценке Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, соответствует среднему долговременному уровню индикатора за двадцатилетний период его расчета. Таким образом, можно констатировать приостановку плавной повышательной динамики ИПУ, наблюдавшейся на протяжении трех предыдущих кварталов, когда индекс увеличился с –17% в IV квартале 2018 г. до –13% в июле — сентябре прошлого года.

Важная деталь: доля участников опроса, сообщивших о плохом личном материальном положении (28%) и его ожидаемом ухудшении (19%), по-прежнему заметно превышала долю респондентов с противоположными мнениями (10 и 12% соответственно).

Аналогичные результаты получены в ходе исследования ООО «инФОМ», проведенного по заказу Центрального банка Российской Федерации. Доля покупателей, отметивших ухудшение своего материального положения, составила 29%, а доля потребителей, позитивно оценивающих его тренд, равнялась 14%.

В IV квартале 2019 г. совокупные потребительские настроения российского населения остановили свой рост, несмотря на небольшое увеличение реальных доходов граждан. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) Росстата сохранил значение предыдущего квартала (–13%). Этот показатель, по оценке Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, соответствует среднему долговременному уровню индикатора за двадцатилетний период его расчета. Таким образом, можно констатировать приостановку плавной повышательной динамики ИПУ, наблюдавшейся на протяжении трех предыдущих кварталов, когда индекс увеличился с –17% в IV квартале 2018 г. до –13% в июле — сентябре прошлого года.

Важная деталь: доля участников опроса, сообщивших о плохом личном материальном положении (28%) и его ожидаемом ухудшении (19%), по-прежнему заметно превышала долю респондентов с противоположными мнениями (10 и 12% соответственно).

Аналогичные результаты получены в ходе исследования ООО «инФОМ», проведенного по заказу Центрального банка Российской Федерации. Доля покупателей, отметивших ухудшение своего материального положения, составила 29%, а доля потребителей, позитивно оценивающих его тренд, равнялась 14%.