«Пусть дуют враждебные ветры...». ЦБ надеется на ускорение российской экономики, несмотря на замедление глобального роста и «просадку» цен на нефть

| статьи | печать

Динамика прироста российского ВВП в наступившем году будет в интервале 1,5—2% на фоне замедления мировой экономики и снижения цен на нефть до 50 долл. за баррель, предполагает базовый сценарий прогноза Банка России. Основным драйвером роста послужат бюджетные расходы на приоритетные национальные проекты, а также структурные реформы. В этих условиях эксперты ЦБ «видят пространство для некоторого снижения ключевой ставки».

В базовом сценарии нового прогноза Центральный банк исходит из предпосылки о продолжении снижения темпов мирового экономического роста на среднесрочном горизонте. Замедление глобальной экономики в период 2020—2022 гг. преимущественно связано с возможным нарастанием международных торговых ограничений, влияющих на деловые, инвестиционные и потребительские настроения в мире. Прогноз предполагает переход к более поздней фазе экономического цикла в США, сохранение сдержанной динамики экономической активности в еврозоне, а также плавное замедление роста экономики Китая, отчасти носящее структурный характер.

Цена нефти марки Urals согласно базовому варианту прогноза будет постепенно снижаться до 50 долл. за баррель к началу 2021 г. и сохранится вблизи этого уровня в дальнейшем. В основе такой траектории нефтяных котировок лежит предположение о постепенном замедлении роста мировой экономики и некотором превышении предложения над спросом на рынке нефти на прогнозном горизонте.

«Страны ОПЕК+ договорились о дополнительном ограничении добычи на период до конца марта 2020 г., — отметила председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина. — Пока мы сохраняем консервативную предпосылку по ценам на нефть в прогнозе: их снижение до 55 долл. за баррель в 2020 г. и до 50 долл. — в 2021 г. и далее. Мы будем уточнять этот взгляд, исходя в том числе из дальнейшего развития договоренностей ОПЕК+ и мирового спроса на энергоносители».

Геополитические факторы будут по-прежнему оказывать негативное влияние на экономический рост. Аналитики ЦБ прогнозируют сохранение введенных в отношении России в 2014—2019 гг. международных санкций в среднесрочной перспективе. «Их влияние предполагает формирование равновесной премии за страновой риск на Россию на уровне несколько выше, чем в ситуации отсутствия санкционных ограничений, — подчеркивают авторы прогноза. — Опираясь на консервативные предпосылки по риск-премии, Банк России в базовом сценарии учитывает возможную волатильность на финансовых рынках в случае возникновения краткосрочных эпизодов усиления геополитической напряженности».

Бюджетные инвестиции подтолкнут экономический рост

В этих непростых условиях Центральный банк надеется, что прирост российской экономики ускорится до 1,5—2% в нынешнем году. Основной вклад внесет повышение государственных инвестиционных расходов, обусловленное переходом к активной фазе реализации национальных проектов. При этом годовой темп прироста валового накопления основного капитала в 2020 г. увеличится до 3,5—4,5%. Это, в свою очередь, отразится на динамике физического объема импорта, годовой темп прироста которого увеличится до 3—3,5%.

Росту экономики в 2020 г. будет также способствовать некоторое оживление потребительского спроса в результате улучшения динамики доходов населения, в том числе за счет роста реальных заработных плат (как в частном, так и в бюджетном секторе). Это проявится в увеличении годового темпа прироста расходов на конечное потребление домашних хозяйств до 2—2,5% (в 2019 г. он составлял 1,5—2,0%).

В то же время предполагаемое в базовом сценарии замедление роста мировой экономики будет сдерживать увеличение российского экспорта на прогнозном горизонте. Несколько сгладить это влияние позволят меры правительства по стимулированию несырьевого экспорта в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В результате годовой темп прироста экспорта в 2020 г. в базовом сценарии увеличится до 2—2,5%.

Кроме того, ЦБ учитывает на всем прогнозном горизонте действие бюджетного правила, сглаживающего влияние динамики цен на нефть на внутренние экономические условия. При этом в базовом сценарии предполагается, что средства, поступающие в рамках бюджетного правила в ФНБ, продолжат инвестироваться в ликвидные валютные инструменты с низким уровнем риска.

Помимо бюджетного правила на экономическую ситуацию окажут влияние запланированные изменения в системе налогообложения. Среди важнейших мер налоговой политики Банк России принимает во внимание изменение акцизов на отдельные товары, входящие в потребительскую корзину, и проведение в 2019—2024 гг. нефтегазового налогового маневра.

Центральный банк также указывает на влияние на российскую экономику мер правительства, направленных на смягчение существующих в настоящее время структурных ограничений и увеличение ее потенциальных темпов роста. К этим мерам относится поэтапное повышение пенсионного возраста, а также дополнительные инвестиционные расходы и затраты на развитие человеческого капитала в период 2020—2024 гг.

В 2021 г. прирост отечественной экономики ускорится до 1,5—2,5%, а в 2022 г. увеличится до 2—3%.

Снижение ставки возможно, но не обязательно

С учетом принятых в октябре и декабре прошлого года решений ключевая ставка находится внутри оцениваемого Банком России диапазона значений нейтральной ставки: 2—3% годовых в реальном выражении, 6—7% годовых — в номинальном (то есть с учетом цели по инфляции — вблизи 4%).

«Мы будем оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки в течение 1-го полугодия 2020 г., — прокомментировала ситуацию председатель Банка России Э. Набиуллина. — Эта формулировка означает, что мы по-прежнему видим пространство для некоторого снижения ключевой ставки, но и в феврале, и на последующих заседаниях мы в очередной раз будем всесторонне оценивать оправданность и своевременность такого шага, исходя из всего комплекса новых данных, которые к тому времени получим. Наш сигнал не предполагает неизбежности снижения ставки ни в феврале, ни даже в 1-м полугодии».