Текущий легкий позитив в российском экспорте поддерживают нефть и пшеница

| статьи | печать

В очередном докладе о динамике российской внешней торговли товарами аналитики Института «Центр развития» НИУ ВШЭ отмечают, что в августе 2019 г. продолжился начавшийся с июля (после спада в течение восьми месяцев) рост внешнеторгового оборота и экспорта России благодаря главным образом увеличению физических объемов поставок за рубеж сырой нефти, а также пшеницы и меслина из богатого урожая текущего года.

Напомним, что в ежемесячном оперативном докладе эксперты ЦР НИУ ВШЭ рассматривают динамику фактических и сезонно скорректированных показателей экспорта (в разрезе 20 агрегированных товарных групп) и импорта (13 таких групп) относительно: предыдущего месяца; декабря предыдущего года; декабря 2015 г. (период роста после спада в 2014—2015 гг.) и января 2010 г.

К предыдущему месяцу

В августе 2019 г. по сравнению с июлем внешнеторговый оборот вырос на 1%, экспорт — на 1,4%, импорт — на 0,3%, положительное сальдо торгового баланса — на 2,9%.

Стоимость экспорта возросла у девяти из 20 рассматривае­мых товарных групп, среди которых доминируют товары, относящиеся к прочему экспорту, сырая нефть, пшеница и меслин (более 80% валового прироста). Увеличение объе­мов экспорта сопровождалось снижением контрактных (экспортных) цен, что компенсировалось ростом физических объемов поставок. Сводные индексы физического объема экспорта и контрактных цен по сопоставимому кругу товаров за рассматриваемый период составили 1,024 и 0,97 соответственно.

Одновременно сократились экспортные поставки у 11 рассматриваемых товарных групп, наиболее ощутимо — у природного газа, дизельного топлива, прочих нефтепродуктов, каменного угля.

Рост объемов импорта товаров в августе 2019 г. относительно предыдущего месяца произошел главным образом за счет увеличения закупок товаров, относящихся к прочему импорту, лекарственных средств, стальных труб (более 90% валового увеличения). Рост импорта, отмечают эксперты ЦР, сдерживался в решающей степени сокращением закупок машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей).

Относительно декабря 2018 г.

В августе 2019 г. внешнеторговый оборот по сравнению с декабрем 2018 г. сократился на 4,2%, экспорт — на 7,3%, ­импорт увеличился на 1,7%, сальдо торгового баланса уменьшилось на 17,3%.

Сокращение стоимостного объема экспорта сопровождалось одновременным снижением контрактных (экспортных) цен и физических объемов поставок. Сводные индексы физического объема экспорта и контрактных цен по сопоставимому кругу товаров за рассматриваемый период составили 0,982 и 0,875 соответственно.

Стоимость экспорта товаров уменьшилась у 14 из 20 анализируемых авторами исследования товарных групп: почти 70% валового снижения было обусловлено сокращением экспортных поставок природного газа, дизельного топлива, прочих нефтепродуктов, жидких топлив. Наиболее существенное увеличение вывоза товаров за рубеж имело место для машин, оборудования и транспортных средств; товаров, относящихся к прочему экспорту.

Стоимость импорта товаров выросла у восьми из 13 товарных групп. Почти 85% валового прироста объемов импорта пришлось на увеличение закупок лекарственных средств, товаров, относящихся к прочему импорту, легковых автомобилей, стальных труб.

Сокращение импорта имело место у пяти товарных групп, в наиболее значимом ­объеме это характерно для машин, ­оборудования и транспортных средств (без легковых авто­мобилей).

К декабрю 2015-го

В период с января 2016 г. по август 2019 г. внешнеторговый оборот возрос на 42,3%, экспорт — на 44,3%, импорт — на 38,8%, сальдо торгового баланса — на 52,5%.

В этот период рост объемов экспорта продемонстрировали 16 из 20 рассматриваемых товарных групп. Почти 70% валового прироста пришлось на увеличение экспортных поставок сырой нефти и товаров, относящихся к прочему экспорту.

Увеличение объемов экспорта в рассматриваемом перио­де, по оценке авторов доклада, в решающей степени было обуслов­лено ростом контрактных (экспортных) цен вслед за повышением цен на мировом топливно-энергетическом рынке, в первую очередь на сырую нефть. Сводные индексы физического объема экспорта и контрактных цен по сопоставимому кругу товаров за рассматриваемый период составили 1,027 и 1,355 соответственно.

В августе 2019 г. по сравнению с декабрем 2015 г. нефть марки Urals на мировом рынке подорожала в 1,6 раза (до 59,4 долл. против 36,4 долл. за баррель).

Рост импорта обеспечивался главным образом увеличением ввоза машин, оборудования и транспортных средств (включая легковые автомобили) и товаров, относящихся к прочему импорту. Аналитики ЦР отмечают снижение в рассматриваемом периоде физического объема закупок свежего и мороженого мяса (без мяса птицы) — в два раза.

Вместе с тем, отмечают они, общие объемы экспорта и импорта продолжают отставать от уровней, сложившихся до начала периода спада в 2014—2015 гг., то есть декабря 2013 г.

В прошлом августе относительно декабря 2015 г. внешнеторговый оборот увеличился на 42,3% за счет расширения торговли России со всеми основными торговыми партнерами.

Относительно января 2010 г.

По сравнению с январем 2010 г. в августе 2019 г. внешнеторговый оборот вырос на 14,5%, экспорт — на 9,7%, импорт — на 24,1%. Положительное сальдо торгового баланса сократилось на 5,1%.

Увеличение стоимостных ­объемов экспорта имело место для десяти из 20 рассматриваемых товарных групп. Более 80% валового прироста пришлось на увеличение экспортных поставок: товаров, относящихся к прочему экспорту; машин, оборудования и транспортных средств; пшеницы и меслина. Рост экспорта сдерживался, прежде всего, сокращением вывоза природного газа, жидких топлив, сырой нефти.

Наиболее весомый вклад в увеличение объемов импорта внесли закупки машин, оборудования и транспортных средств (включая легковые автомобили) и товаров, относящихся к прочему импорту (свыше 85% валового прироста). Рост объемов импорта сдерживался сокращением закупок свежего и мороженого мяса (включая мясо птицы), свежей и мороженой рыбы.

В период с января 2010 г. по август 2019 г. внешнеторговый оборот увеличился на 14,5%. Наиболее активно развивались торговые отношения с Китаем (рост в 2,2 раза), Турцией (на 62,7%). Значительно (в 2,4 раза) сократился ­объем торговли России с ­Украиной.

Коротко, но важно

Из четырех остальных разделов доклада его авторы вычленяют следующие наблюдения.

Наиболее длительные перио­ды непрерывного роста экспорта (по август 2019 г. включительно) имели место для машин, оборудования и транспортных средств (шесть месяцев), а его непрерывного сокращения — для дизельного топлива (11 месяцев), прочих нефтепродуктов (11 месяцев).

Самые длительные периоды непрерывного роста импорта наблюдались для легковых автомобилей (14 месяцев), лекарственных средств (десять месяцев), стальных труб (семь месяцев), а его непрерывного сокращения — для свежего и мороженого мяса (без мяса птицы) (шесть месяцев), цитрусовых плодов (шесть ­месяцев).

За период подъема индикаторов внешней торговли России (после спада 2014—2015 гг.) сальдо торгового баланса в целом с 8,7 млрд долл. США в январе 2016 г. увеличилось до 14,8 млрд долл. в августе 2019 г., то есть в 1,7 раза, а сальдо без учета экспорта и импорта нефти и природного газа — с 0,6 до 1,4 млрд долл. Индикатор конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке за тот же период возрос с 23,7 до 27,1%.

За восемь месяцев 2019 г. экспорт высокотехнологичной продукции увеличился на 23,9%, а его доля в общем объеме экспорта — до 13,3%. В этот же период импорт высокотехнологичной продукции, на долю которого в товарной структуре общего объема импорта приходилось около 2/3 закупок, сократился на 0,3%, констатируют аналитики ЦР НИУ ВШЭ.