1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 34

Уверенность российских потребителей поднялась до среднего многолетнего уровня

Потребительская уверенность в III квартале нынешнего года продолжила постепенно восстанавливаться на фоне стагнации реальных доходов. Индекс потребительской уверенности вырос на 2 п.п. (до –13%), причем увеличились все его компоненты — оценки изменений личного материального положения граждан, экономической ситуации в стране и пр. Стоит отметить, что Индекс потребительских настроений, представленный Центральным банком, в сентябре тоже поднялся — с 90 до 93 п.

Индекс потребительской уверенности (ИПУ) Росстата в июле — сентябре текущего года увеличился на 2 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом (до –13%). В результате его значение превысило, хотя и незначительно, средний долговременный уровень индикатора за всю двадцатилетнюю историю его расчета.

Улучшение относительно предыдущего квартала показали все компоненты ИПУ. Наиболее заметно (на 3 п.п.) вырос частный индекс фактического изменения экономической ситуации в стране. Частный индекс произошедших изменений личного материального положения респондентов увеличился на 2 п.п.

Граждане стали более оптимистично смотреть в будущее. Индексы, измеряющие ожидаемые изменения личного материального положения и экономической ситуации в России в течение следующих двенадцати месяцев, прибавили по 1 п.п. каждый.

Пятый компонент ИПУ (частный индекс благоприятности условий для крупных покупок), а также индекс благоприятности условий для сбережений, который согласно принятой методологии в состав ИПУ не включается, тоже прибавили в «весе» по 1 п.п.

Молодежь надеется на будущее

Наиболее заметные изменения потребительских настроений произошли в группах молодежи (до 30 лет) и лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет). В каждой из них ИПУ повысился на 3 п.п. (до –7 и –12% соответственно). В группе населения от 50 лет и старше коррекция индекса была весьма незначительной — рост на 1 п.п. (до –15%). Таким образом, возрастное распределение потребительских настроений населения вернулось к традиционной конфигурации, когда максимальное число негативных оценок дают люди старшего возраста, минимальное — молодежь до 30 лет. При этом представители наиболее экономически активной группы населения в возрасте от 30 до 49 лет располагаются посередине, с примерно одинаковым отрывом от обеих групп.

Рост ИПУ в средневозрастной группе населения (30—49 лет) на 3 п.п. является, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, очевидным позитивным сигналом, выявленным проведенным опросом. Именно эту группу можно в большей степени отнести к среднему классу, имеющему в России более высокие доходы, чем другие возрастные категории, и значительно влияющему не только на совокупный потребительский спрос на товары и услуги, но и на общее электоральное поведение населения.

Кроме того, данная возрастная группа является наиболее производительной и инновационной с точки зрения экономики страны. Причем эти люди более склонны к предпринимательским рискам, без которых невозможен рост экономики.

Возрастное распределение частного индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России свидетельствует о том, что люди среднего и старшего возраста более сдержанно относились к перспективам экономического развития страны в течение следующих двенадцати месяцев. На протяжении двух последних кварталов соответствующий частный индекс в этих группах населения сохранял значение –10%. В то же время очевидно значительное улучшение ожиданий молодежи относительно возможного развития ситуации: здесь индекс увеличился на 5 п.п. в течение квартала.

Менее 1% участников опроса определенно позитивно оценивали свое личное материальное положение и сложившиеся условия для совершения крупных покупок и формирования сбережений. Умеренно позитивного мнения придерживались от 7 до 10% респондентов. При этом превалировали нейтральные и умеренно негативные настроения (около 70%). «Очень плохое» личное материальное положение также отмечалось лишь изредка (2,5% ответов).

Можно отметить небольшое позитивное смещение распределения оценок относительно предыдущего квартала. В частности, доля «неблагоприятных» оценок условий для крупных покупок и сбережений снизилась с 50 до 47% и с 60 до 56% соответственно. С 30 до 26% сократилась доля граждан, характеризующих собственное материальное положение как «плохое» или «очень плохое» при повышении с 7 до 10% доли «хороших» и «очень хороших» оценок.

Больших изменений не предвидится

К положительным трендам последнего раунда обследования потребителей, по мнению директора ЦКИ Георгия Остапковича, можно отнести тот факт, что повышение ИПУ произошло в основном за счет менее пессимистических мнений россиян о фактических изменениях их личного материального положения и ситуации в экономике России. Такие оценки всегда более обоснованны, чем весьма субъективные потребительские ожидания на следующие двенадцать месяцев.

«Анализ мнений респондентов, выявленных в последних двух опросах населения, позволяет с осторожностью констатировать, что индекс потребительской уверенности населения России вошел на ближайшие два-три года в устойчивый коридор в интервале от –11 до –15%, — отмечает Г. Остапкович. — Это далеко не критичные значения. Следует напомнить, что в эпицентрах последних мировых экономических кризисов 1998—1999 гг. и 2008—2009 гг., а также автономного российского экономического кризиса 2015—2016 гг. значение ИПУ составляли соответственно –51, –35 и –32%, однако жизнь продолжалась».

Главным фактором, влияющим на рост потребительских настроений домашних хозяйств, является устойчивый и акцентированный рост реальных располагаемых денежных доходов населения. По итогам текущего года реальные доходы населения, по мнению руководителя ЦКИ, завершат свой годовой «дрейф» в нулевой зоне или с небольшим фоновым позитивом в виде десятых долей процента. А значит, и сам Индекс потребительской уверенности не претерпит заметных изменений до конца текущего года.

Немногим ранее Центральный банк представил сентябрьский Индекс потребительских настроений, который увеличился с 90 до 93 п., приблизившись к максимальному значению с июня прошлого года. Так же как и в индексе Росстата, рост наблюдался во всех его компонентах. Улучшились оценки текущего повышения материального положения и его ожидания. Одновременно до минимума с конца 2014 г. снизилась доля россиян, считающих текущее время неподходящим для крупных покупок, что дополнительно подтверждается растущей частотой их совершения.

Частный индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России по возрастным группам населения (балансы)

Группа

Значение

до 30 лет

–3%

30—49 лет

–10%

50 лет и старше

–10%

Источник: ВШЭ