1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 70

Налоговики будут отслеживать товар от его ввоза до реализации

В России уже с 2020 г. планируется внедрить систему контроля за движением товаров. О том, как будет работать данная система, рассказал начальник управления камерального контроля ФНС России Александр Егоричев. Его выступление состоялось 4 июля 2019 г. в рамках летнего делового конгресса компании «Такском».

В настоящее время в России уже существуют системы контроля за движением отдельных товаров (ЕГАИС по алкоголю, ЕГАИС по лесу, Меркурий, Платон, маркирование). Следующим этапом станет система прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС.

29 мая 2019 г. в г. Нур-Султане подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — Соглашение). А. Егоричев отметил, что это будет межгосударственная система, предусматривающая создание национальных и наднациональных сегментов.

Налоговая служба станет оператором такой системы в России. Обкатка системы уже началась. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 принято решение о проведении с 1 июля по 31 декабря 2019 г. эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Компании, желающие участвовать в эксперименте, должны подать в ФНС России заявку. Создание системы прослеживаемости товаров позволит обеспечить контроль легальности оборота товаров на единой таможенной территории ЕАЭС на всех этапах коммерческого использования товаров от их ввоза до реализации в розницу.

А. Егоричев сообщил, что для компаний на общей системе налогообложения система должна заработать уже с 1 января 2020 г. Но, возможно, этот срок будет сдвинут.

Принципы системы

Начальник управления камерального контроля ФНС России разъяснил, какие принципы положены в работу системы.

Во-первых, система контроля движения товаров должна распространяться на всех. Информацию о движении товаров у лиц, находящихся на общей системе налогообложения, планируется собирать через декларацию по НДС, несколько расширив состав ее показателей. А для спецрежимников будет введен упрощенный отчет, базирующийся на товарных накладных, очень близкий по форме к книге покупок и книге продаж.

Во-вторых, в рамках системы предусматривается обязательный электронный документооборот. То есть взаимодействие между компаниями должно осуществляться только в электронной форме через операторов электронного документооборота. Цель — получать всю необходимую информацию от операторов электронного документооборота без необходимости ввода информации из форм отчетности и без взаимодействия с компаниями.

Инструмент для прослеживаемости товара

Для контроля за движением товара будет использоваться идентификатор партии товара. При этом идентифицироваться будет именно вся партия, а не отдельная упаковка или товар. Для этого во все отгрузочные документы в отношении импортного товара включается идентификатор, который, по сути, представляет собой номер таможенной декларации на товары и номер товара в этой декларации.

А. Егоричев пояснил, что по этому идентификатору налоговики смогут определять объем ввезенного в Россию товара за определенный период и выстраивать на этой базе дальнейшую аналитику. Так, если товар закупался и завозился в Россию, но так и не реализовывался, это может свидетельствовать об уводе легального товара в серый сектор экономики. И наоборот, если товар не приобретался и не завозился в Россию, но реализуется, речь может идти о легализации контрафактного товара.

Для работы системы потребуется выставление раздельных счетов-фактур на прослеживаемые и непрослеживаемые товары. В связи с этим будут вноситься изменения в документы по НДС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, в приказ Минфина России от 10.11.2015 № 174н по электронному документообороту счетов-фактур, в налоговую декларацию по НДС.

Представитель ФНС России обратил внимание на преимущества, которые есть у системы прослеживаемости товаров по сравнению с маркировкой. Во-первых, это отсутствие затрат на дополнительное оборудование, которое необходимо для маркировки. Во-вторых, с введением идентификатора партии товаров упрощается администрирование. В-третьих, при маркировке для прослеживания товара на него нужно что-то наклеить. Но по ряду товарных позиций это сделать невозможно. Например, если ввозится свекла, наклеить что-либо некуда. А вот при использовании идентификатора в документах с прослеживаемостью никаких проблем нет.

По мнению выступающего, важным моментом новой системы является контроль за стоимостью товара, как при ввозе, так и при реализации. Соотнесение таможенной стоимости товара и его стоимости в рознице будет давать налоговикам колоссальный инструмент для аналитики и понимания, где произошел разгон цены. При этом А. Егоричев отметил, что в самом разгоне цены ФНС России ничего страшного не видит. Но это должно сопровождаться уплатой соответствующих налогов, что, к сожалению, не всегда бывает.

Сбор информации о движении товара

Сбор будет осуществляться через отчетность по НДС. Единственное, что нужно сделать компании, — это привязывать в своем учете импортный товар к конкретному идентификатору.

На момент внедрения системы у компании могут быть остатки товара. Механизмом их идентификации станет инвентаризация и представление в налоговый орган дополнительного приложения к декларации по НДС.

Спикер разъяснил, что в общем случае при ввозе товара информация о нем берется от таможенных органов и из таможенной декларации. А вот при ввозе и вывозе в рамках Таможенного союза будет использоваться специальное уведомление. В случае ввоза привязаться к заявлению о ввозе товаров невозможно, поскольку заявления могут подаваться спустя месяц и 25 дней после ввоза. А за это время товар может уйти очень далеко. Что касается уведомления при вывозе, то это вообще требование Соглашения. В соответствии с ним налоговикам нужно в считанные часы сообщать органам страны, куда вывозится товар, о факте вывоза. Иначе товар могут задержать, не пустить или арестовать.

Контроль за движением товара завершается при его продаже в розницу. Прослеживание выбытия товара через кассовые чеки не предполагается. Общий подход будет такой же, как со стандартной куплей-продажей. Бухгалтер магазина на основании Z-отчета сам определяет, из какой партии товара произошло выбытие, и списывает его как реализацию физическим лицам в розницу.

Размещение информации о движении товара

Информация по прослеживаемости товаров будет вноситься в систему АСК НДС 2. С помощью нее будет отслеживаться товарный поток и проводиться идентификация товара, что даст большую точность в налоговом контроле.

Кроме того, в системе будет развиваться второе направление по контролю за движением денежных средств. Планируется, что Банк России и ФНС России будут обмениваться информацией о товарных и денежных потоках. Наложив два потока друг на друга, налоговики смогут получить более точную картину деятельности компании. Ведь когда речь идет о какой-либо налоговой оптимизации, потоки расходятся: деньги идут в одну сторону, а товар — в другую.