Синусоида экономического роста опустилась в мае почти до нуля

| статьи | печать

После роста в апреле на 1,7% в последнем месяце весны ВВП разочаровал экономистов: его динамика замедлилась до 0,2%. Основной вклад в колебания темпов роста последние месяцы, по оценке Минэкономразвития России, вносит промышленное производство, где увеличение выпуска замедлилось с 4,6% до 0,9%. Вместе с тем эксперты МЭР сохраняют оптимизм, опросы ИЭП им. Е. Гайдара показывают уверенность предпринимателей, однако Сводный опережающий индекс ВШЭ указывает на возможность спада.

В мае текущего года рост ВВП замедлился, по оценке Минэкономразвития, до 0,2% год к году после 1,7% в апреле и 0,5% в I квартале 2019 г. За пять месяцев года ВВП увеличился на 0,7%.

В апреле — мае основной вклад в синусоиду темпов роста ВВП, по мнению аналитиков МЭР, внесла динамика промышленного производства. Рост выпуска в промышленности в мае замедлился до 0,9% год к году после 4,6% в апреле и 2,1% в I квартале 2019 г.

В добыче полезных ископаемых продолжается замедление прироста выпуска (в мае — до 2,8% год к году после 4,2% в апреле) на фоне нисходящей динамики в нефтяной отрасли. Выпуск газовой отрасли, напротив, продолжает расти высокими темпами (+19,9% год к году в мае).

Динамика обрабатывающей промышленности в последнем месяце весны даже перешла в отрицательную область (–1% год к году) после уверенного прироста месяцем ранее (4,7%). Правда, определенный вклад в ухудшение динамики обрабатывающих отраслей по сравнению с апрелем внес календарный фактор.

Тем не менее майские данные опросов Института экономической политики им. Егора Гайдара показывают, что темпы роста спроса остались практически на прежнем, апрельском, уровне. При этом оценки текущего спроса, данные топ-предприятий демонстрируют рост удовлетворенности продажами до 65%. «Прогнозы спроса набрали такой уровень оптимизма, какой не регистрировался с начала 2018 г., — комментирует ситуацию заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло. — Промышленность демонстрирует все большее желание преодолеть стагнацию, начавшуюся для нее в 2012 г.».

Важная деталь: в мае промышленность приступила к снижению своих отпускных цен, тем самым сигнализируя о том, что этап переноса новой ставки НДС в цены завершен. Ценовые прогнозы предприятий за пять месяцев года снизились на 36 п. и достигли сейчас –6 п., то есть компании готовы снижать цены уже в следующие месяцы 2019 г. Такого сильного снижения цен не прогнозировалось российской промышленностью с декабря 2008 г.

«Уровень оптимизма в отношении производственных планов предприятий по-прежнему достаточно высокий (такой не достигался с конца 2017 г.), — отмечает С. Цухло. — Заметим, что этот оптимизм не только высок, но и удивительно устойчив для последних лет».

МЭР уверен в продолжении роста

Наряду с промышленным производством вклад в ухудшение динамики ВВП в мае, по оценке специалистов МЭР, внесли транспорт и торговля при сохранении нейтрального тренда в строительстве.

Рост грузооборота транспорта в мае замедлился до 1,1% год к году по сравнению с 2,5% месяцем ранее.

Темпы прироста оборота розничной торговли в мае снизились до 1,4% год к году (в апреле — 1,6%) за счет ухудшения динамики в непродовольственном сегменте.

Объем строительных работ с начала текущего года демонстрирует околонулевую динамику (в мае — рост на 0,2% год к году).

Уровень безработицы третий месяц подряд сохраняется на уровне 4,6% (с коррекцией на сезонность).

Численность рабочей силы с начала текущего года демонстрирует негативную динамику как в помесячном выражении (с коррекцией на сезонность), так и по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. В мае темпы ее снижения ускорились до –0,2% месяц к месяцу (–1,5% год к году).

Аналитики МЭР обращают внимание, что численность безработных в мае сокращалась опережающими темпами (на –1,1% месяц к месяцу) по сравнению с численностью занятых (–0,1% месяц к месяцу), что обусловило сохранение безработицы на рекордно низком уровне.

Рост заработных плат в апреле и в мае продолжил ускоряться. Согласно отчетным данным Росстата, реальное их увеличение в апреле ускорилось до 3,1% год к году по сравнению с 2,3% в марте. Таким образом, фактические данные за апрель существенно (на 1,5 п.п.) превысили предварительные оценки. В мае, по оценке Росстата, позитивная динамика заработных плат сохранялась (+2,8% год к году).

В этих непростых условиях глава Минэкономразвития Максим Орешкин не теряет уверенности в будущем отечественной экономики. По его мнению, скромные показатели мая не дают оснований ожидать рецессии, и рост ВВП в июне будет выше майского уровня. В 1-м полугодии 2019 г., по словам министра, возникло немало проблем, связанных с одновременным ужесточением денежно-кредитных условий на фоне повышения НДС и нехватки спроса. «Месячные данные ВВП — они всегда волатильны, — подчеркнул г-н Орешкин. — III квартал будет на самом деле определяющим с точки зрения динамики в целом по году. 2-е полугодие будет определяющим».

Опережающий индекс ВШЭ намекает на рецессию

Более пессимистичные оценки дают ученые Центра развития (ЦР) ВШЭ. В мае 2019 г. Сводный опережающий индекс (СОИ), представленный ЦР, снизился с –2 до –2,4%, седьмой месяц подряд оставшись в отрицательной области. Главной причиной снижения стало очередное резкое сокращение новых заказов на производство промышленной продукции. Вклад нефтяных цен, запасов готовой продукции и реального эффективного курса тоже оказался отрицательным.

«Единственным показателем, внесшим в мае заметный положительный вклад в динамику СОИ, была динамика фондового рынка, однако и здесь приходится констатировать наличие „эффекта базы“, — отмечают эксперты ЦР. — В целом, судя по динамике СОИ, в перспективе ближайших месяцев спад экономики хотя и не представляется неизбежным, но выглядит все более вероятным».

Индекс РТС в конце мая текущего года оказался на 10,7% выше, чем за год до этого. Однако вряд ли увеличение индикатора биржи является признаком большого энтузиазма инвесторов и связано скорее с падением фондового рынка весной прошлого года из-за введенных в начале апреля 2018 г. антироссийских санкций.

С другими компонентами СОИ дело обстоит еще менее оптимистично. Нефтяные цены, например, практически не изменившись в мае по сравнению с предыдущим месяцем, оказались ниже майского уровня прошлого года.

Наибольший же риск для экономической динамики, по словам экспертов ЦР, связан со значительным (если судить об этом по предпринимательским опросам) снижением новых заказов на производство продукции, за которым стоит застаревшая слабость внутреннего спроса. Это заметно увеличивает вероятность негативных сценариев.