Коротко о важном ( «ЭЖ Вопрос-ответ», № 05, 2019 г.)

| статьи | печать

Перечень технологического оборудования для целей НДС

Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию нашей страны не подлежит обложению НДС, установлен в постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372.

Правительство РФ изменило две позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8438 80 990 0 и ТН ВЭД ЕАЭС 8439 10 000 9. Так, в первой позиции слова «оборудование технологической линии для непрерывной переработки шрота масличных**» заменены на «оборудование технологической линии для непрерывной переработки шрота масличных; установка OFP 168/OFP 336 по переработке сортов жирной рыбы и рыбных отходов в рыбную муку с системой для получения рыбьего жира и упаковки рыбной муки в мешки, производитель A and S Thai Works Co., Ltd**», а во второй позиции слова «Технологическое оборудование завода по производству сульфатной беленой целлюлозы производительностью 930 тыс. тонн в год**» заменено на «Технологическое оборудование завода по производству сульфатной беленой целлюлозы производительностью 930 тыс. тонн в год; технологическая линия по производству нитроцеллюлозы, производитель Bowas-Induplan Chemie Ges.m.b.H., Австрия**».

(Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 202 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»)

Кассовый чек дополнен новым реквизитом

Обязательные реквизиты кассового чека и бланка строгой отчетности установлены в ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Согласно п. 5 указанной нормы Правительство РФ вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности — «код товара», позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры.

Правительство РФ воспользовалось своими полномочиями и установило данный реквизит кассового чека и бланка строгой отчетности. В этом реквизите для товаров, в отношении которых на территории РФ введена обязательная маркировка товаров средствами идентификации, указывается код идентификации, предусмотренный Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». При этом требование по отражению в реквизите «код товара» кассового чека и бланка строгой отчетности кода идентификации подлежит применению по истечении трех месяцев после вступления в силу правового акта, предусматривающего введение обязательной маркировки товаров средствами идентификации на территории РФ.

Налоговой службе дано поручение обеспечить до 1 марта 2019 г. внесение изменений в форматы фискальных документов в части отражения в них обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности «код товара».

(Постановление Правительства РФ от 21.02.2019 № 174 «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности»)

Изменение срока уплаты налога

Согласно п. 8 ст. 61 НК РФ налоговые органы имеют право изменить срок уплаты налога (сбора, страховых взносов). Делается это в порядке, установленном в приказе ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Налоговая служба внесла в этот порядок изменения. Так, введено положение о том, что решения об изменении сроков уплаты страховых взносов, пеней и штрафов в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий трех лет, принимаются ФНС России. Кроме того, согласно новому п. 16.2 порядка заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России:

— либо через управление ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;

— либо через межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, если заинтересованное лицо состоит на учете в ней или в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в ее непосредственном подчинении.

Налоговики также уточнили, что заинтересованное лицо, претендующее на предоставление рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по основанию, указанному в подп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, представляет банковскую гарантию в соответствии со ст. 74.1 НК РФ.

Изменения вступили в силу с 18 марта 2019 г.

(Приказ ФНС России от 09.01.2019 № ММВ-7-8/1@ «О внесении изменений в Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденный приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@», зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2019 № 53979)

Коды для заполнения декларации по налогу на дополнительный доход

С 1 января 2019 г. начала действовать новая глава Налогового кодекса — 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» (ее ввел Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ). Плательщики НДД обязаны представлять в налоговые органы соответствующие декларации. Срок сдачи — не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным (налоговым) периодом (ст. 333.56 НК РФ).

ФНС России приказом от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@ утвердила форму, формат и порядок заполнения декларации по НДД. В ней по строке 030 раздела 2 необходимо указывать коды основания налогообложения участка недр. Они содержатся в приложении № 2 к вышеназванному приказу. Изначально таких кодов было 53. Но, как показала практика, этого оказалось недостаточно.

Пробел восполнили специалисты ФНС России, предложив еще 19 кодов. Налоговики рекомендовали их использовать до внесения соответствующих изменений в приказ от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@.

(Письма ФНС России от 11.03.2019 № СД-4-3/1339@ и от 29.01.2019 № СД-4-3/1339@)

Энергоэффективная льгота по налогу на имущество

Пункт 21 ст. 381 НК РФ предоставляет организациям льготу в отношении вновь вводимых объектов, имеющих:

— высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;

— высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Льгота действует в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. При этом с 1 января 2018 г. она применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего регионального закона (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). По мнению Минфина России, если регион не ввел данную льготу, то организация может ее использовать по объектам, поставленным на учет до указанной даты, если не истек трехлетний срок со дня принятия имущества к учету (письмо от 25.02.2019 № 03-05-07-01/12857).

Специалисты ФНС России указали, что при соблюдении названных условий при заполнении декларации (расчета) по налогу на имущество организации, заявившие право на энергоэффективную льготу за налоговые (отчетные) периоды 2019—2020 гг., по строке 160 раздела 2 и (или) по строке 040 раздела 3 декларации (по строке 130 раздела 2 и (или) по строке 040 раздела 3 расчета) должны указать:

— в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, код 2010337;

— в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, код 2010338.

(Письмо ФНС России от 05.03.2019 № БС-4-21/3950@)

Кассовый чек для подтверждения расходов

По общему правилу, при расчете налога на прибыль учесть в составе расходов можно только те затраты, которые документально подтверждены и экономически обоснованны. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Таковы требования п. 1 ст. 252 НК РФ. А подойдет ли для этих целей кассовый чек?

По мнению Минфина России, кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности. Если же кассовый чек содержит дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации, то при выполнении условий ст. 252 НК РФ такой чек может являться документом, подтверждающим экономическую обоснованность понесенных расходов. Обоснование следующее.

Согласно п. 1 и 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Одним из обязательных реквизитов первичного документа является содержание факта хозяйственной жизни.

В свою очередь, кассовый чек — это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

(Письмо Минфина России от 18.02.2019 № 03-03-06/1/10344)

Документальное оформление возврата товаров

Специалисты Минфина России рекомендовали в 2019 г. при решении вопроса о налогообложении НДС операции по возврату ранее принятых на учет товаров руководствоваться п. 4.1 письма ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@. В нем сказано, что при возврате с 1 января 2019 г. всей партии (либо части) товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями, продавец должен выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров, возвращенных покупателем, независимо от периода отгрузки товаров.

Причем финансисты считают, что данная позиция применяется как в случае возврата некачественных товаров, так и в случае возврата товаров надлежащего качества.

(Письмо Минфина России от 18.02.2019 № 03-03-06/1/10344)

Реконструкция объекта концессионного соглашения

Операции по передаче концессионером концеденту результатов выполненных строительно-монтажных работ по реконструкции объекта концессионного соглашения НДС не облагаются. Дело в том, что передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ не признается реализацией товаров и, соответственно, объектом налогообложения по НДС не является (подп. 4.1 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения установлены в ст. 174.1 НК РФ. Так, в случае использования объекта для подлежащих налогообложению НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках концессионного соглашения, суммы налога, предъявленные концессионеру в процессе реконструкции, принимаются им к вычету в общеустановленном порядке. Если же объект не используется для облагаемых НДС операций, суммы налога, предъявленные концессионеру по товарам (работам, услугам) в процессе реконструкции, к вычету не принимаются.

(Письмо Минфина России от 13.03.2019 № 03-07-11/16073)

Повышение ставки НДС: нужно ли корректировать госконтракт

Специалисты финансового ведомства разъяснили порядок внесения изменений в контракт при закупке товаров (работ, услуг) для обеспечения госнужд, связанных с повышением ставки НДС. По их мнению, для изменения в контракте ставки НДС с 18 до 20% необходимо наличие совокупности следующих условий:

1) изменение осуществляется исключительно до 1 октября 2019 г. и по соглашению сторон;

2) изменение происходит только в пределах увеличения ставки НДС и только на товары (работы, услуги), в отношении которых увеличилась данная ставка и оплата которых осуществляется после 1 января 2019 г.;

3) если увеличенный размер ставки НДС не был предусмотрен условиями контракта (в том числе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта).

(Информационное письмо Минфина России от 14.03.2019 № 24-04-02/16837)