Туризм потянул сферу услуг вверх

| статьи | печать

В I квартале нынешнего года впервые после длительного периода снижения Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг прибавил 1 п.п. и вырос до –3%. Самый лучший результат продемонстрировал индикатор туристической отрасли: он подскочил до +9%.

Благоприятный деловой климат, как показывают опросы Росстата, сложился в туристической отрасли, страховании и санаторно-курортных услугах, нейтральный — в гостиничном бизнесе. Во всех перечисленных видах услуг предпринимательская уверенность существенно укрепилась к предыдущему кварталу. Особенно заметный рост ИПУ произошел в сегменте туристических услуг — с –1% в конце 2018 г. до +9% в начале текущего года. В остальных видах деятельности, вошедших в «зеленую зону», индикатор увеличился на 2—5 п.п.

Неблагоприятный деловой климат был выявлен в десяти видах услуг. При этом отрасли-аутсайдеры заметно сократили разрыв с «середняками» по сравнению с предыдущим кварталом. Так, в сегменте риелторских услуг значение ИПУ переместилось с отметки –13 до –7%, а в ремонте бытовых изделий — с –11 до –8%. Напротив, снизилась предпринимательская уверенность в сегменте услуг ломбардов.

Среди негативных трендов — продолжение сокращения спроса на услуги, однако оно стало менее интенсивным. Баланс оценок изменения показателя составил –11%, что на 2 п.п. выше значения предыдущего квартала.

Снизилась востребованность практически всех наблюдаемых видов услуг. Наиболее существенное уменьшение баланса оценок произошло в сегментах ремонта предметов личного пользования (до –21%), а также услуг ломбардов и риелторов (до –16%). Исключение и здесь составили туристические услуги. Баланс оценок изменения спроса на них впервые за последние пять лет достиг положительного значения (+2%).

Динамика объема оказанных услуг, соответствуя в целом траектории спроса, также показала ослабление негативной тенденции. Баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов) прибавил относительно предыдущего квартала 1 п.п., оставшись в зоне отрицательных значений (–10%). Наиболее интенсивный отток клиентов, согласно оценкам предпринимателей, наблюдался в сегментах ремонта изделий личного пользования, ломбардных и риелторских услуг.

Замедлились темпы снижения занятости в сфере услуг, баланс оценок изменения показателя составил –6% против –8% в предыдущем квартале. Согласно обобщенным мнениям респондентов, численность работников увеличилась только в страховых компаниях: баланс соответствующих оценок достиг значения +6%. Наиболее заметно сокращались штаты предприятий, занятых ремонтом предметов личного пользования и пассажирскими перевозками. В этих видах услуг балансы оценок составили –14 и –12% соответственно.

Финансовые показатели деятельности организаций участники опроса оценивали традиционно пессимистически. Баланс оценок изменения объема полученной прибыли, несмотря на рост на 1 п.п. относительно IV квартала 2018 г., сохранил отрицательное значение (–16%). Максимальное число негативных оценок было получено от руководителей ломбардов и организаций пассажирского транспорта: балансы оценок составили –23 и –20% соответственно. Позитивные мнения чаще других высказывали предприниматели, оказывающие страховые и туристические услуги, однако и в этих видах деятельности балансы оценок изменения прибыли находились в зоне отрицательных значений, составив –5 и –7%.

«Несмотря на нахождение ИПУ в отрицательной зоне (–3%), все-таки сложившуюся в I квартале текущего года финансово-экономическую ситуацию в сфере услуг можно трактовать как „позитивную стагнацию“, — считает руководитель Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Данный вывод исходит из перелома в исследуемом квартале негативного тренда динамики ИПУ на положительный».