1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 130

России есть что показать в сфере передовых технологий

Представленный под занавес ушедшего года Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ежеквартальный аналитический обзор «Мониторинг и анализ технологического развития России и мира» дает панорамную итоговую за 2018 г. картину технологических высот — достигнутых, штурмуемых, включенных в планы к покорению. Россия на общем фоне в этом плане не лидер во всем и вся, но и убого не выглядит.

Обзор ЦМАКП — вещь обстоятельная и в силу объема не позволяет уделить внимание всем его главам. Приходится, понятно, выбрать Россию. И даже из посвященной ей части исследования, к сожалению, жертвуем разделом «Разное». Из него, думается, немалому числу россиян было бы интересно узнать, например, об объявленном уже на текущий год предзаказе на летающие мотоциклы российско-американского производства. А какой русский не любит…

Альтернативная энергетика

  • Группа компаний «Хевел» совместно с ООО «НПП ТАИС» разработала космическую солнечную батарею, превосходящую аналоги по удельной массовой эффективности на 30%. При этом она дешевле аналогов. Батарея успешно выдержала испытания в условиях вакуума и критических температур.

  • Российский стартап WiseSoil, выпускающий установки для производства биотоплива, окупил инвестиции и выходит на европейский рынок. Технология позволяет перерабатывать в биотопливо как бытовые отходы, так и отходы животноводства.

  • В Ростовской области открыто первое в России производство башен ветроустановок.

  • В Ульяновской области запущено производство лопастей для ветроустановок. Трансфер технологий осуществлен датской «Vestas» совместно с Роснано.

  • Группа компаний «Хевел» поставила 279 кВт гетероструктурных солнечных модулей тайландской нефтегазовой компании Bangchak Corporation PLC. Модули будут использоваться для электроснабжения инфраструктурных объектов.

  • В поселке Тикси (Якутия) запущены три ветрогенератора, разработанные для арктических условий эксплуатации. В 2019 г. будет построена дизельная электростанция и система аккумулирования энергии, которые будут объединены в единый автоматизированный энергетический комплекс.

  • В Башкирии запущена первая в России дистанционно управляемая солнечная электростанция.

  • Компания «Янтарьэнерго» (ПАО «Россети») сдала в эксплуатацию первый в РФ полностью цифровой ветропарк. Новая ВЭС обеспечит потребности до 18 000 потребителей.

Атомная и углеводородная энергетика

  • АО «ВНИИНМ» (ГК «Росатом») запатентовало новую модификацию композитного ядерного топлива — дисперсионный топливный сердечник. Данный вид топлива позволяет использовать реакторы АЭС в более маневренных режимах, чем традиционное. Более того, отмечают эксперты ЦМАКП, оно применимо не только в классических тепловых реакторах, но и в реакторах на быстрых нейтронах с замыканием топливного цикла.

  • ГК «Росатом» впервые произвел обогащение изотопа никель-63. Данный изотоп необходим для источников энергии со сроком службы до 50 лет.

  • В Мурманске на первом в мире атомном плавучем энергоблоке «Академик Ломоносов» запущена первая из двух реакторных установок.

  • Ученые РАН создали компьютерные программы, моделирующие атомный реактор на быстрых нейтронах. Данный тип реакторов разрабатывается в рамках проекта «Прорыв».

  • Разработан проект строительства «Росатомом» плавучего дока и спецсудна для перегрузки ядерного топлива. Они нужны для обслуживания растущего атомного флота.

  • «НОВАТЭК» получил патент на технологию сжижения природного газа в условиях Крайнего Севера, обеспечивающего высокую энергоэффективность за счет использования арктического климата.

  • Тюменский завод «ГМС Нефтемаш» разработал мобильные комплексы для точного расчета количества нефти в скважине без остановки процесса добычи.

  • Новосибирские ученые разработали способ выявления остаточных запасов нефти в выработанных месторождениях при помощи анализа сейсмических данных.

Космическая промышленность

  • В РКК «Энергия» приступили к наземным испытаниям электроракетного двигателя на йоде. В отличие от традиционного ксенонового топлива йод дешевле и не требует сложной системы хранения и подачи. При этом по основным параметрам двигатели на йоде не уступают аналогичным двигателям на ксеноне. Разрабатываемый двигатель может использоваться как для коррекции орбиты космических аппаратов, так и в качестве маршевого.

  • Холдинг «Российские космические системы» представил проект спутниковой системы глобальной связи «Эфир». Предполагается, что система обеспечит не только голосовую связь, но и каналы связи для сети Интернет персональных пользователей и «интернета вещей», что может быть использовано в том числе для управления беспилотным транспортом.

  • «S7 Space» и «Газпром космические системы» подписали соглашение о сотрудничестве в области создания и запусков космических аппаратов гражданского назначения.

  • Центральный аэрогидродинамический институт рассчитал параметры спуска в атмосфере Марса российского десантного модуля совместной с Европой миссии «ЭкзоМарс-2020».

  • Холдинг «Российские космические системы» (ГК «Роскосмос») разработал модульное ПО для моделирования воздействия радиации на бортовую аппаратуру космических аппаратов. Разработка позволит ускорить проектирование и повысить надежность оборудования.

  • Научно-технический совет ГК «Роскосмос» определил облик новой российской сверхтяжелой ракеты.

  • ИМБП РАН совместно с РКК «Энергия» примет участие в серии международных экспериментов SIRIUS-18/19 для подготовки к полетам в дальний космос. Участники исследования проведут в изоляции в наземном экспериментальном комплексе от 17 дней до года.

Авиастроение

  • Новый двигатель для Су-57 на испытаниях превзошел имеющиеся аналоги по удельной тяге, удельному расходу и удельному весу.

  • Новый сплав, разработанный Всероссийским институтом легких сплавов (ВИЛС), увеличил ресурс авиадвигателя ПД-14, созданного для среднемагистрального самолета МС-21 с 5000 до 30 000 летных циклов. Мировые лидеры двигателестроения показывают результат 20 000—25 000 летных циклов. При работе над авиадвигателем ПД-14 Всероссийским НИИ авиационных материалов было разработано 20 новых и доработано более 50 марок материалов. В результате удельный расход топлива снижен на 15% по сравнению с лучшими в настоящий момент аналогами.

  • Сарапульский электрогенераторный завод представил двигатель-генератор мощностью в 30 кВт. Двигатель предназначен для российского электрического самолета АВФ-32НС, разработанного московским ООО «НаукаСофт».

  • СКБ «Турбина» представила авиадвигатель ТД-30М, предназначенный для БПЛА. Представленный образец стал первым в линейке авиадвигателей с тягой от семи до 70 кгс, что должно снизить зависимость России от импорта авиадвигателей соответствующих классов.

  • В Казани совершил первый полет вертолет Ми-38Т. В 2019 г. он начнет поступать на вооружение Министерства обороны. Кроме того, отмечают авторы обзора, к вертолету проявили интерес гражданские и иностранные заказчики.

  • Первый образец легкого транспортного самолета Ил-112В передали на летные испытания. Машина создается на замену турбовинтовым Ан-26 и Ан-24 и будет способна перевозить грузы до 5 т. Ранее, напоминают эксперты ЦМАКП, сообщалось, что военные намерены заказать 62 машины.

  • «Вертолеты России» (ГК «Ростех») завершили испытания вертолета «Ансат» с системой аварийного приводнения. «Ансат», разрабатываемый на замену устаревшего Ми-2 для военной и гражданской эксплуатации, рассчитан на перевозку 7—9 человек, может поднять до 1,3 т полезной нагрузки и имеет возможность быстрой трансформации салона.

  • ПАО «ОАК» и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» презентовали полномасштабный макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Программа CR929 находится на этапе эскизного проектирования и отбора поставщиков.

  • Продолжается подготовка к серийному производству нового среднемагистрального самолета МС-21. Разрабатывается автоматизированная система управления производством и контроля качества.

  • Холдинг «Росэлектроника» (ГК «Ростех») разработал аэродромный комплекс СП-2010 для посадки самолетов в сложных метеоусловиях в любое время суток. Благодаря использованию резонаторных антенн на сигнал не влияют факторы окружающей среды, так СП-2010 стал первым в мире комплексом, не требующим уборки снега перед антеннами радиомаяка.

  • Впервые в России «Газпром нефть» презентовала концепт роботизированной системы загрузки нефтепродуктов в аэродромный топливозаправщик. Для него разработано стыковочное оборудование, система технического зрения и алгоритмы управления. Новая система позволит автоматизировать процесс налива топливозаправщиков.

Роботы и беспилотники

  • Российская компания Cognitive Technologies, работающая в партнерстве с научными организациями, представила опытный образец 4D-радара для беспилотных автомобилей. Радар способен на любой скорости в любых погодных условиях распознавать координаты, скорость и форму объектов на расстоянии до 300 м.

  • Беспилотный автомобиль, разработанный НПО «СтарЛайн», проехал из Санкт-Петербурга в Казань. Водитель-испытатель вмешивался только на участках с интенсивным движением, например в населенных пунктах.

  • В Москве и Татарстане запущен эксперимент по тестовой эксплуатации беспилотных автомобилей. Отдельным блоком будут проводиться полигонные испытания по работе в зимних условиях. Всего в эксперименте примут участие более 100 автомобилей, принадлежащих 27 компаниям.

  • «Яндекс» запустил беспилотное такси на территории инновационного центра Сколково.

  • В Рязанской области началось тестирование беспилотных снегоуборочных машин.

  • Компания «Aripix Robotics» завершила опытную эксплуатацию шестиосного промышленного робота. Он может выполнять операции с точностью до 0,3 мм, перемещать грузы весом до 10 кг и выполнять широкий спектр задач: сварку, покраску, упаковку изделий, их маркировку, работу на конвейере.

  • Группа компаний «Черкизово» представила роботизированный завод по производству колбасных изделий. Благодаря использованию роботов и искусственного интеллекта численность сотрудников завода удалось сократить с 700 до 150 человек. Новый завод не имеет аналогов ни в России, ни в Европе.

  • Российские инженеры представили систему, позволяющую управлять роем дронов с помощью движений рук. Она состоит из нескольких БПЛА, системы захвата движений и перчатки, которая передает данные о расположении дронов с помощью вибрации.

  • Концерн «Калашников» представил беспилотный самолетный комплекс, адаптированный к работе в Арктике. Комплекс распознает объекты и оснащен собственной системой навигации, обеспечивающей работу при отсутствии сигнала от Глонасс и GPS. Комплекс может быть использован для обеспечения безопасности морского судоходства, круглосуточной охраны территории и мониторинга ледовой обстановки.

  • Холдинг «Росэлектроника» (ГК «Ростех») представил комплекс для мониторинга линий электропередач. В состав комплекса входят автоматические зарядные станции, БПЛА, оснащенные камерами и тепловизорами, и специальное ПО для обработки информации. Комплекс позволяет выявить повреждения и потенциальные угрозы ЛЭП.

  • Татарстанские инженеры разработали грузовой БПЛА SKYF, способный перевозить грузы до 400 кг на расстояние до 350 км. Начало серийного производства ожидается в 2020 г.

  • В нижегородском КБ «Лазурит» началось строительство беспилотника «Сарма», способного перевозить полезную нагрузку подо льдом. Ожидается, что беспилотник сможет в автономном режиме проплыть по Северному морскому пути.

  • Ученые из СибГУ им. М.Ф. Решетнева провели первые испытания подводного робота, предназначенного для проведения гидрографических исследований.

Медицина и биотехнологии

  • Впервые в истории на МКС на магнитном биопринтере напечатали хрящевую ткань человека и конструкт щитовидной железы мыши. Технология разработана лабораторией «3D Bioprinting Solutions», которой владеет компания «Инвитро». Результаты эксперимента, говорится в обзоре ЦМАКП, будут известны в начале 2019 г.

  • Препарат «Myrcludex B», разработанный биотехнологической компанией «Гепатера», признали прорывным в Управлении по контролю за продуктами и лекарствами США. «Myrcludex B» стал первым в мире действенным лекарством от гепатита D, который до сих пор был неизлечим. В лабораторных условиях у 75% испытуемых значительно снизилось количество вируса, у четверти он полностью исчез.

  • Ученые Томского государственного университета разработали систему защиты поверхности изделий из никелида титана от коррозии, которую можно использовать для защиты имплантатов от биологических жидкостей и увеличивать их срок службы.

  • Ученые Томского госуниверситета разработали способ МРТ, повышающий точность диагностики рассеянного склероза. Способ основан на количественной оценке миелина в разных структурах мозга. При разрушении миелиновой оболочки связи между нейронами нарушаются и ухудшается передача сигналов, что является признаком склероза.

  • Группа российских ученых успешно испытала на живых организмах искусственное сердце на основе дискового насоса.

  • Российские ученые создали промышленный образец биопрепарата для очистки береговой линии от разливов нефтепродуктов, адаптированный для применения в холодном климате. Технология основана на использовании природных микроорганизмов, которые употребляют углеводороды в качестве источника питания и могут применяться даже при минусовой температуре, порадовали данными эксперты ЦМАКП.