Бюджетная система стабильна на фоне растущих цен на нефть

| статьи | печать

Несмотря на зарубежные санкции и турбулентность на валютном рынке, ключевые показатели российской бюджетной системы остаются стабильными. Федеральный бюджет в 1-м полугодии 2018 г. в условиях увеличивающихся нефтяных котировок исполнен с профицитом в 1,9% ВВП (в прошлом году был дефицит –1% ВВП). В подавляющем большинстве (78) регионов доходы бюджетов обогнали инфляцию. Экономисты также отмечают невысокий уровень внешнего долга, размер которого пока не представляет угрозы для финансовой стабильности.

Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Казначейства, за 1-е полугодие 2018 г. выросли на 1506,6 млрд руб., или на 1,8 п.п. ВВП, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это было обусловлено увеличением как нефтегазовых поступлений на 1046,4 млрд руб. (на 1,6 п.п. ВВП), так и ненефтегазовых доходов на 460,2 млрд руб. (на 0,2 п.п. ВВП).

Доля нефтегазовой компоненты в структуре доходов бюджета повысилась с 40,4% годом ранее до 45,6% за счет ускоренного роста нефтегазовых доходов, объем которых составил 71,8% прогнозируемых годовых значений (за январь — июнь прошлого года — 48,2%).

Поступления по ненефтегазовым доходам достигли 48% прогнозируемого годового объема против 46,4% за январь — июнь предыдущего года.

Налоговые доходы в целом за шесть месяцев 2018 г. выросли на 1528,8 млрд руб., или на 2 п.п. ВВП, по сравнению с 1-м полугодием 2017 г. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП отмечается по всем видам налоговых доходов, за исключением внутренних акцизов, объем которых сократился на 0,1 п.п. ВВП, или 20,4 млрд руб. Размер импортных акцизов в долях ВВП не изменился (0,1%) при росте на 9,7 млрд руб.

Увеличение налоговых доходов обусловлено преимущественно динамикой поступлений от НДПИ. Они выросли в 1-м полугодии на 1,2 п.п. ВВП, или на 723,7 млрд руб., относительно аналогичного периода 2017 г. Фактическое исполнение равнялось 74,9% от прогнозируемого годового объема.

Доходы от внешнеэкономической деятельности за январь — июнь 2018 г. увеличились на 0,5 п.п. ВВП, или на 340,7 млрд руб., по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Кассовое исполнение составило 62,6% от прогнозируемого годового объема.

«Ускоренная динамика обусловлена существенными разрывами в оценках основных макроэкономических параметров, заложенных при формировании проекта федерального бюджета на 2018 г., — комментирует ситуацию аналитик Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Тищенко. — Так, прогнозируемый объем поступлений по НДПИ и вывозным пошлинам по углеводородному сырью был рассчитан исходя из уровня мировых цен на нефть марки Urals 43,8 долл. за баррель при курсе 64,7 руб. за доллар. По факту же средняя цена нефти по итогам января — июня 2018 г. составила 68,83 долл. за баррель (в 1-м полугодии 2017 г. ее уровень был 50,30 долл. за баррель). А усредненное значение курса национальной валюты за первые шесть месяцев текущего года составило 59,3 руб. за доллар».

Расходы федерального бюджета за 1-е полугодие относительно шести месяцев 2017 г., в отличие от доходной части, наоборот, сократились на 1,2 п.п. ВВП при сопоставимых уровнях кассового исполнения бюджета (46% против 45%). В абсолютном выражении здесь наблюдается рост на 166,1 млрд руб., в том числе за счет непроцентных расходов на 135 млрд руб.

Профицит федерального бюджета по итогам 1-го полугодия 2018 г. составил 1,9% ВВП (902,6 млрд руб.) по сравнению с дефицитом в 1% ВВП (437,9 млрд руб.) за аналогичный период 2017 г. При этом ненефтегазовый дефицит сократился с 7,8 до 6,5% ВВП, или на 294,1 млрд руб.

«В целом динамика основных параметров федерального бюджета по итогам 1-го полугодия 2018 г. позитивна с точки зрения поддержания бюджетной устойчивости в среднесрочном периоде», — делает вывод Т. Тищенко.

Доходы региональных бюджетов превышают инфляцию

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе — июне нынешнего года в целом выросли на 9,7%, что выше Индекса потребительских цен за тот же период (102,3% — июнь 2018 г. к июню прошлого года). В 80 регионах доходы консолидированного бюджета превысили уровень 1-го полугодия 2017 г., а в 78 субъектах Федерации темпы роста доходов оказались выше инфляции.

Высокий рост наблюдался на протяжении практически всех шести месяцев. Лишь в марте темпы оказались несколько ниже — 100,5% к первому месяцу весны 2017 г. Можно также отметить некоторое снижение волатильности ежемесячных темпов роста бюджетных доходов, свойственной регионам в предыдущие годы, что делает исполнение бюджетов в текущем году более предсказуемым.

Из крупных источников высокие темпы роста поступлений в январе — июне 2018 г. (к соответствующему периоду прошлого года) демонстрировали налоги на доходы физических лиц, на совокупный доход и на имущество организаций.

Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ не претерпела существенных изменений: основными источниками в 1-м полугодии 2018 г. по-прежнему оставались налог на прибыль организаций (27,5% доходов) и налог на доходы физических лиц (29,5%).

Среди федеральных округов лидерами по темпам роста доходов по итогам шести месяцев 2018 г. стали Уральский (117,4%), Сибирский (111,2%) и Северо-Западный (111%) федеральные округа. В группе отстающих оказался Центральный федеральный округ с темпами роста 107,5%. Эти показатели свидетельствуют об относительной равномерности темпов увеличения бюджетных доходов регионов.

Темпы роста расходов бюджетов субъектов РФ в 1-м полугодии 2018 г. к аналогичному периоду 2017 г. составили 109,1%, что немного меньше динамики повышения бюджетных доходов.

Прирост расходов консолидированного бюджета субъектов РФ наблюдался в 80 регионах, а в 75 из них он превысил инфляцию. Из оставшихся десяти регионов, расходы которых оказались ниже уровня инфляции, шесть находятся в Приволжском федеральном округе, что объясняет его самые низкие темпы роста расходов среди всех федеральных округов (100,8%).

«По итогам января — июня 2018 г. государственный долг субъектов РФ сократился по сравнению с началом года на 5,4%, а по сравнению с июнем прошлого года — на 2,1%, до 2,16 трлн руб., — подчеркивает эксперт ИПЭИ Александр Дерюгин. — Таким образом, снижение госдолга регионов наблюдается второй год подряд. По предварительным оценкам, отношение долга регионов (на 1 июля этого года) к их налоговым и неналоговым доходам снизилось (по сравнению с тем же периодом 2017 г.) с 29,4 до 26,3%».

Внешний долг представляет среднюю степень риска

Внешний государственный долг России, по оценке ученых Института экономической политики (ИЭП) им. Егора Гайдара, остается небольшим и на 1 июля 2018 г. не превышал 50 млрд долл. Причем за II квартал текущего года — в связи с опасениями по поводу введения новых санкций против РФ — вложения нерезидентов в российские государственные ценные бумаги сократились примерно на 10 млрд долл.

«При анализе размера и динамики внешнего долга ключевым является вопрос его устойчивости, так как непомерный внешний долг и/или значительные расходы на его обслуживание не раз становились причиной кризисов как в развитых, так и в развивающихся странах, — напоминает руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Павел Трунин. — Однако для России эти показатели остаются вполне благоприятными. Так, отношение внешнего долга к ВВП и к экспорту товаров и услуг на конец I квартала не превышало 32 и 120% соответственно, что, по международным меркам, является незначительным и с учетом пороговых значений МВФ говорит о средней степени риска».

Вместе с тем аналитики ИЭП отмечают, что привлекаемые у нерезидентов средства могут быть важнейшим источником финансирования инвестиций и экономического роста. Стагнация внешних заимствований свидетельствует как о нежелании нерезидентов финансировать российские компании в условиях медленного роста экономики и увеличения геополитических рисков, так и об отсутствии новых прибыльных проектов, для инвестиций в которые российские экономические агенты были бы готовы занимать за рубежом.

Основные параметры федерального бюджета в 1-м полугодии 2018 г., млрд руб.

Параметры  

Объемы

Доходы -

8628,6

Расходы -

7726,0

Профицит -

902,6

Источник: РАНХиГС, Федеральное казначейство