Туалетная вода и духи станут еще дороже

| статьи | печать

Обязательная маркировка духов и туалетной воды, которая будет введена в РФ с 1 декабря 2019 г., приведет к существенному сокращению ассортимента, а также к росту цен. Об этом говорится в обращениях к президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву, подписанных Российской парфюмерно-косметической ассоциацией, Ассоциацией производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены и Ассоциацией прямых продаж. Участники рынка подсчитали, что только для компаний — членов ассоциаций затраты составят несколько миллиардов рублей в год.

Обязательная маркировка — это процесс нанесения на определенную группу товаров КИЗ(контрольно-идентификационных знаков) утвержденного образца, которые представляют собой бланк строгой отчетности с элементами защиты от подделки (встроенную радиочастотную метку).

Согласно замыслу авторов проекта маркировка позволит полностью прослеживать движение товара: от производства или ввоза на территорию РФ до вывода из оборота путем розничной реализации или иным способом. При этом выгоду получат все участники процесса: государство (прослеживаемость деятельности организаций и оборота товара), бизнес (устранение конкурентов, занимающихся оборотом контрафакта) и потребители (им гарантируется покупка продукции от официальных поставщиков).

Производители обуви голосуют за чипы

В настоящий момент пилотный проект по установке КИЗ реализуется по нескольким товарным группам. Так, в 2016 г. стартовал эксперимент по маркировке изделий из натурального меха. Меховые изделия для пилотного проекта взяли неслучайно. Как отмечали в Евразийской экономической комиссии, эту относительно небольшую и дорогую группу товаров выбрали первой, чтобы протестировать систему и исправить недочеты без шоков для массового потребителя.

В 2017 г. был инициирован эксперимент с маркировкой лекарств, а с 15 января текущего года стартовал эксперимент с маркировкой табачных изделий. Вместе с тем с 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г. в России запущен добровольный эксперимент по маркировке обувных товаров. Соответствующее постановление Правительства РФ подписано 30 мая текущего года и размещено на сайте Кабмина.

Чиновники полагают, что маркировка оградит национальный рынок от нелегальной продукции, тем самым поддержав отечественных производителей и законопослушных участников рынка. «Немаловажная роль отводится и защите интересов потребителей. Ведь наличие маркировки позволит покупателю быть уверенным в том, что он приобретает легальный товар, а следовательно, получает возможность реализовывать в полном объеме свои права и осуществлять потребительский контроль», — отметил статс-секретарь — замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.

Представитель ведомства подчеркнул, что инициатива по расширению перечня маркируемой продукции исходила от самого бизнес-сообщества, представители которого отметили необходимость распространения маркировки в первую очередь на обувь. Производители полагают, что с помощью маркировки смогут защитить собственные бренды от репутационных рисков, связанных с контрафактной продукцией, а также повысить прозрачность взаимодействия с собственными контрагентами.

Парфюмеры против маркировки

В отличие от производителей обуви косметические компании категорически против введения обязательной маркировки. Российская парфюмерно-косметическая ассоциация, Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены и Ассоциация прямых продаж совместно уже более полутора лет ведут работу по исключению парфюмерно-косметической продукции из проектов документов по маркировке. В первоначальной версии проекта маркировке подлежала вся продукция отрасли.

Критерии, по которым тот или иной вид продукции включен в перечень, не сформулированы и не опубликованы. Однако после ряда предпринятых лоббистами усилий число видов парфюмерно-косметической продукции, подлежащей маркировке, было сокращено до ОКПД2 20.442.11 «Духи и туалетная вода». В данную товарную группу входят духи, туалетные воды, парфюмерные воды, одеколоны и т.п. Срок введения в действие обязательной маркировки для данных товаров согласно документу — 1 декабря 2019 г.

Одной из целей создания системы маркировки объявлена борьба с контрафактом. Парфюмерно-косметические ассоциации отмечают, что рынок духов и туалетных вод и так высоко прозрачен благодаря уже действующим системам надзора и контроля. Вместе с тем введение маркировки КИЗ для парфюмерной продукции повлечет дополнительные избыточные затраты для участников рынка. Для соблюдения новых требований производители маркируемых товаров должны будут оснастить технологические линии по производству товаров принтерами, наносящими специальный QR-код, а также вспомогательным оборудованием (сканеры, компьютеры и т.д.).

Сам код (каждой единице товара присваивается свой уникальный код) будет генерироваться неким уполномоченным оператором, который уже известен. Это частная компания — ООО «Оператор ЦРПТ». Производители товаров должны будут платить оператору за каждый сгенерированный код. Размер платы пока не установлен, но ориентировочно это будет около 50 коп. за единицу продукции. Помимо оплаты за генерацию кода производители должны будут передавать оператору данные о маркируемом товаре и его производителе. Состав этих данных, перечень подтверждающих документов и порядок их передачи также в настоящее время не конкретизированы. Так же как и неясно, каким образом компания-оператор гарантирует производителям сохранение коммерческой тайны по переданным данным.

Одновременно создается каталог маркируемых товаров, и производитель должен будет зарегистрировать каждое наименование своего товара, прежде чем выпустить его в оборот. При реализации товаров каждый участник оборота будет обязан передавать оператору сведения обо всех приобретенных или реализованных единицах товара, соответственно, иметь оборудование, считывающее код и имеющее подключение к системе маркировки. И соответственно, платить за его обслуживание.

Отраслевые объединения обеспокоены тем, что в документах о маркировке не отражен механизм функционирования системы маркировки, не учтены особенности и разнообразие упаковки парфюмерной продукции, технологические аспекты производства, не прописана процедура маркировки импортной продукции, не учтены особенности оборота парфюмерии, продажа которой сопровождается большим количеством пробников. «Срок введения маркировки на парфюмерию — 1 декабря 2019 г. — не позволит провести адекватный эксперимент для оценки на практике целесообразности внедрения маркировки для парфюмерии», — посетовали в обращениях к руководству страны участники рынка.

По подсчетам экспертов, только для компаний — членов ассоциаций затраты составят несколько миллиардов рублей в год. При этом профильные ассоциации предупредили власти, что неопределенность нормативной базы по маркировке КИЗ в сочетании с ростом затрат приведет к существенному сокращению ассортимента и даже полному прекращению поставок некоторых товаров, а также к росту цен. Для российских производителей рост затрат может оказаться критическим и привести к полной остановке производства, поскольку не все производственные линии предусматривают возможность подключения дополнительного оборудования.