1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 37

Компании поставили товар с недостатками. Что надо знать покупателю, чтобы укрепить позиции в споре с поставщиком?

Практически любая компания совершает различные сделки, направленные на осуществление основной деятельности, либо в целях обеспечения каких-то сопутствующих нужд. К числу таких сделок могут относиться не только приобретение сырья и материалов, но и закупка дорогостоящего оборудования, в том числе станков, агрегатов. Случается, что поставленный товар имеет недостатки. Это могут быть внешние, внутренние (скрытые), существенные или несущественные недостатки. Иными словами, бывает, что покупатель получает не то, на что рассчитывал при заключении договора. В такой ситуации он может предпринять некоторые меры, которые позволят ему в будущем укрепить свою позицию в суде. В статье мы не станем рассматривать специальные категории товаров (например, скоропортящиеся товары, взрывоопасные, ядерные, космические, химические и т.п.) или специальный субъектный состав (например, потребителей). Речь пойдет об общеиспользуемых товарах, оборот которых не ограничен на территории Российской Федерации и не имеет особого правового регулирования.

Выбор последовательности действий и их содержания во многом зависит от того, в какой момент обнаружены недостатки. В любом случае, самым важным шагом при их обнаружении является фиксация. Если недостатки обнаружены в момент приемки товара, то покупатель обязан отразить этот факт в документах о приемке.

Важно понимать, что если недостатки можно было установить при внешнем визуальном осмотре, то они явные. Судебная практика исходит из того, что если в передаточных документах ничего не сказано о явных недостатках, то считается, что покупатель получил товар надлежащего качества (см., например, определения Верховного суда РФ от 14.10.2016 № 307-ЭС16-12979 по делу № А05-12081/2015, от 03.12.2015 № 309-ЭС15-15020 по делу № А60-15147/2014, постановления АС Московского округа от 09.11.2017 № Ф05-15391/2017 по делу № А41-4537/2017, Поволжского округа от 29.05.2017 № Ф06-20218/2017 по делу № А49-10008/2016). Таким образом, приемка товара без замечаний по его внешнему виду, как правило, рассматривается судами в качестве доказательства передачи товара надлежащего качества.

Отсюда можно сделать важный вывод: любой товар нужно внимательно осмотреть на целостность в момент его получения. Это не значит, что нужно тут же на месте проверять работоспособность товара и приглашать экспертов. Но провести внешний визуальный осмотр необходимо.

Если при приемке обнаружен недостаток

Если при приемке обнаружен недостаток, то нужно это зафиксировать в передаточном документе. В качестве такого документа могут выступать: акт, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, универсальный передаточный документ, унифицированные формы передаточных документов, а также вообще любой документ, которым фиксируется передача товара.

Если документ не содержит графы, предназначенной для указания недостатков товара, то нужно вписать эти сведения в него от руки либо составить отдельный документ, содержащий описание недостатков. Чем подробнее недостатки будут описаны, тем лучше для защиты интересов покупателя.

Идеальным вариантом является составление дополнительного документа, например, рекламационного акта, в котором стороны договора опишут недостатки, выявленные при приемке. Такой акт может быть составлен сразу либо в разумный срок после приемки, если иной срок не установлен договором, при условии, что в сопроводительных документах содержится указание на наличие недостатков.

При описании недостатков следует проявить особую осмотрительность, поскольку акт приемки, не содержащий сведений о количестве некачественной продукции, описания выявленных дефектов и способа приемки продукции по качеству, не признается надлежащим доказательством поставки некачественного товара (см. Определение ВАС РФ от 03.12.2010 № ВАС-16308/10 по делу № А35-589/08-С5).

Что можно требовать от продавца

По смыслу п. 1 ст. 518 ГК РФ если поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества, то покупатель (получатель) не вправе предъявлять какие-то другие требования к поставщику.

Таким образом, первоначальное требование заключается в замене товара. Однако если поставщик без промедления не произвел замену, то покупатель вправе предъявить к нему уже по своему выбору одно из следующих требований:

  • уменьшить цену на товар;

  • безвозмездно устранить недостаток в товаре в разумный срок;

  • возместить расходы покупателя на самостоятельное устранение недостатков.

По смыслу п. 2 ст. 475 ГК РФ обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков дает покупателю право предъявить требование об отказе от договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы.

Разграничение ответственности

По общему правилу продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ).

Если же на товар установлен гарантийный срок, то действует иное правило: продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ). Другими словами, в течение гарантийного срока обязанность по доказыванию качества товара лежит на продавце. По истечении гарантийного срока бремя доказывания того, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента, ложится на покупателя.

Скрытые недостатки при приемке

Ранее мы говорили о тех случаях, когда недостаток обнаружен при первоначальной приемке товара, когда выявить его позволяет внешний осмотр. Вместе с тем на практике значительная часть недостатков носит скрытый характер и не может быть выявлена в момент первоначальной приемки.

По смыслу ст. 513 ГК РФ принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Как правило, срок обнаружения недостатков устанавливается договором. При отсутствии согласованного срока такие недостатки должны быть обнаружены в разумный срок. Соответственно, после первоначальной приемки товар должен быть проверен на работоспособность, испытан и т.п. Если недостатки будут обнаружены за пределами разумного срока или с нарушением установленного договором срока, то поставщик может отказать покупателю в удовлетворении требования, связанного с обнаруженными недостатками.

В силу ст. 477, 483 ГК РФ срок обнаружения недостатков устанавливается договором. В отношении недостатков, которые могут быть выявлены покупателем при использовании товара, стороны могут установить в договоре срок их обнаружения (п. 1 ст. 477 ГК РФ) и срок уведомления поставщика о недостатках (п. 1 ст. 483 ГК РФ) (см. также постановления АС Уральского округа от 10.11.2017 № Ф09-6865/17 по делу № А60-53804/2016, Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 по делу № А43-19980/2015).

Пример из практики

В деле № А60-53804/2016 суды установили, что договором предусмотрен особый порядок: после обнаружения несоответствия по качеству покупатель обязан незамедлительно направить поставщику и грузоотправителю уведомление вместе с копией акта первичной приемки. По итогам совместной приемки должен быть составлен акт совместной приемки, а по итогам приемки, проводимой в отсутствие представителя поставщика и грузоотправителя, — акт окончательной приемки. Однако соответствующий акт составлен не был, уведомление незамедлительно не направлено. В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу, что истец существенно нарушил порядок приемки продукции. Суды указали, что спорные недостатки товара обнаружены за пределами сроков, установленных ст. 477 ГК РФ. Нарушение порядка приемки товара суды посчитали достаточным основанием, чтобы признать недоказанным факт поставки некачественного товара.

Недостатки после приемки: Гарантийный срок

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

По-другому обстоит ситуация с товарами, для которых установлен гарантийный срок или срок годности. В этом случае в силу п. 3 и 4 ст. 477 ГК РФ покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (срока годности).

Если продавец установил гарантийный срок продолжительностью менее двух лет, но покупатель все-таки обнаружил недостатки в пределах двухлетнего срока, то покупатель вправе рассчитывать на устранение недостатков за счет продавца, если докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

Если недостатки обнаружены после приемки, то покупатель обязан незамедлительно сообщить о них поставщику, если иной срок не установлен договором. Как правило, такое сообщение оформляется в виде претензии или иного письменного уведомления. Если между обнаруженным недостатком и предъявлением соответствующего требования пройдет чрезмерно большой срок, то данное обстоятельство также может послужить основанием для отказа поставщика удовлетворить заявленное требование.

Фиксация недостатка

Зачастую порядок фиксации недостатков прописывается сторонами в договоре. При отсутствии конкретных указаний целесообразно провести осмотр недостатков вместе с поставщиком. Для этой цели покупателю следует направить поставщику уведомление о необходимости проведения совместного осмотра недостатков товара.

Желательно, чтобы такой осмотр проводился с фото- и видеофиксацией с занесением результатов осмотра в специальный акт, протокол или иной подобный документ. Если поставщик не явился для проведения совместного осмотра, то такой осмотр проводится покупателем в одностороннем порядке.

Экспертиза при поставке товаров не является обязательной. Вместе с тем зачастую обязанность провести экспертизу может прямо предусматриваться договором. В таком случае целесообразно руководствоваться положениями договора и все-таки провести экспертизу. О проведении экспертизы также необходимо уведомлять контрагента, чтобы он имел возможность появиться для проведения совместной экспертизы. Если контрагент уклоняется от явки, то экспертиза проводится без его участия.

Результаты экспертизы, проведенной без уведомления о ней контрагента, могут быть признаны ненадлежащим доказательством. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, Определение ВС РФ от 10.11.2017 № 308-ЭС17-16420 по делу № А32-36274/2016, постановления АС Северо-Западного округа от 11.08.2014 № Ф07-5332/2014 по делу № А56-52381/2013, ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2012 № Ф03-4695/2012 по делу № А04-6895/2011, Уральского округа от 16.05.2011 № Ф09-2150/11-С3 по делу № А76-14834/10-35-405).

Если договором предусмотрена обязанность по передаче товара поставщику в целях установления причин возникновения недостатков, то целесообразно до момента такой передачи все равно зафиксировать возникшие недостатки путем проведения фото- и видеофиксации с занесением результатов осмотра в специальный акт, протокол или иной подобный документ.

Если же договор не предусматривает обязанности по передаче товара поставщику для проведения осмотра, экспертизы, то решение, передавать ему товар или нет, зависит от наличия (отсутствия) гарантийного срока на товар.

Как уже ранее отмечалось, по общему правилу продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Если же на товар установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения самим покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Отсюда можно сделать вывод, что если на товар установлен гарантийный срок, то при возникновении недостатков товар следует передать поставщику, поскольку обязанность по доказыванию лежит на поставщике. Если же гарантийный срок не предусмотрен, то товар поставщику передавать не обязательно, и инициатива доказывания должна исходить от покупателя (покупатель сам может проводить экспертизу без передачи товара поставщику).

Фиксация заявленного требования

Любое требование, безусловно, должно быть задокументировано. Например, в форме двустороннего рекламационного акта, составляемого в двух экземплярах (один остается у покупателя, другой — у поставщика). Либо это может быть претензия, но при этом важно зафиксировать факт ее направления (вручения) поставщику. Такая фиксация может осуществляться описью вложений в ценное письмо. При направлении претензии по почте очень важно сохранить чек об отправке почтовой корреспонденции, содержащий трек-номер.

Если говорить о доказательствах вручения претензии (требования), то таким доказательством может являться отметка поставщика на претензии (требовании). Отметка должна содержать как минимум наименование (ФИО) поставщика, сведения о лице, осуществившем приемку (должность, ФИО), дату и его подпись. Печати и штампы проставляются по желанию, но лишними не будут.

Помимо указания на характер недостатков товара, претензия обязательно должна содержать конкретное требование в соответствии со ст. 475 ГК РФ: уменьшить цену на товар, безвозмездно устранить недостаток в товаре или возместить расходы покупателя на самостоятельное устранение недостатков. Если претензия не содержит конкретного требования, например, о безвозмездном устранении недостатков, то она не будет иметь смысла ввиду своей правовой неопределенности.

Безусловно, факт предъявления (направления) вообще любых уведомлений, в том числе о необходимости проведения совместного осмотра, экспертизы, должен быть надлежащим образом зафиксирован.

Дополнительные меры

Если договор предусматривает оплату после передачи товара, то покупателю целесообразно при обнаружении недостатков не выплачивать оставшуюся часть вознаграждения. Право приостановить встречное исполнение (в данном случае речь идет об обязанности покупателя оплатить товар) прямо предусмотрено положениями ст. 328 ГК РФ (см., например, постановление АС Московского округа от 20.07.2017 № Ф05-9096/2017 по делу № А40-156253/16-182-1368). Данная норма является императивной и не может быть отменена соглашением сторон. Вместе с тем решение о приостановке оплаты должно сопровождаться соответствующим уведомлением (п. 3 ст. 307 ГК РФ).

В частности, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).

В настоящее время в судебной практике сформулирован вывод о том, что право на приостановление встречного обязательства должно быть выражено в письменной форме. Иное поведение порождает правовую неопределенность при разрешении вопроса о надлежащем исполнении либо неисполнении стороной обязательства (см. постановления АС Северо-Западного округа от 23.05.2017 № Ф07-4902/2017 по делу № А56-16332/2016, от 12.10.2016 № Ф07-6011/2016 по делу № А56-36854/2015, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 № 18АП-9068/2017 по делу № А07-5266/2017, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 № 20АП-6791/2016 по делу № А62-1533/2016).

***

Анализ приведенных норм и судебной практики позволяет сделать однозначный вывод о том, что поведение сторон после обнаружения недостатка в товаре может иметь существенное значение при разрешении спора в суде.

Взвешенные и комплексные действия помогут покупателю укрепить свою позицию и в большей мере рассчитывать на положительный исход дела. Кроме того, немалое значение имеют и положения договора, которыми может определяться порядок действий сторон при обнаружении недостатков. Для покупателя ключевое значение имеет наличие условия о гарантийном сроке (желательно, чтобы оно имелось в договоре), поскольку в этом случае он освобождается от обязанности доказать момент и причину возникновения недостатка в период гарантийного срока.