Энергоэффективность: как прогрессивная льгота стала опасной для бизнеса

| статьи | печать

Верховный суд в Определении от 17.04.2018 № 305-КГ18-501 лишил возможности владельцев нежилых зданий, соблюдающих требования высокой энергоэффективности, пользоваться льготой по налогу на имущество. Основной аргумент: для таких объектов недвижимости не установлены правила определения классов энергетической эффективности. ФНС России взяла эту позицию на вооружение.1

                   

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 17.04.2018 № 305-КГ18-501 по делу № А41-90181/2016

Истец  

ООО «Просперити»

Ответчик

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области

Суть дела

Компания — владелец нежилой недвижимости применила льготу по налогу на имущество организаций, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. Эта норма, в частности, предусматривает, что вновь введенный объект недвижимости, имеющий высокий класс энергоэффективности (если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности), освобождается от налогообложения в течение трех лет со дня постановки на учет.

Здесь нужно сделать небольшое отступление. Государственному регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности посвящена ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ). Согласно данной статье госрегулирование в этой сфере осуществляется в том числе путем установления требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. В развитие Закона № 261-ФЗ принято большое количество подзаконных актов. В их числе — постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 (далее — Постановление № 18), которым утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. В свою очередь на основании Закона № 261-ФЗ и Постановления № 18 Минстрой России издал приказ от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Он зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2018 № 50492 и действует с 06.04.2018.

Именно на нормы Постановления № 18 сослался Минфин России в письме от 02.02.2017 № 03-05-04-01/5599, разъясняя, как применять льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ.

Специалисты финансового ведомства отметили, что согласно правилам, утвержденным Постановлением № 18, класс энергетической эффективности обязательно должен быть установлен в отношении многоквартирных домов.

Что касается иных зданий (строений, сооружений), для них класс энергоэффективности может быть установлен по решению их застройщика или собственника.

Вывод Минфина России: по смыслу нормы п. 21 ст. 381 НК РФ налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.2

Важно: именно этой логикой и руководствовался налогоплательщик.

Стоит также отметить, что пройти энергетическое обследование и получить энергетические паспорта на объекты общество было обязано по Закону № 261-ФЗ: класс энергетической эффективности определялся по причине того, что затраты общества на электро- и теплоэнергию превысили 50 млн руб. в год. После получения энергетических паспортов, в которых была подтверждена высокая энергоэффективность объектов, налогоплательщик подал уточненную декларацию по налогу на имущество, в которой предъявил льготу.

Однако инспекция посчитала, что налогоплательщик не имел права на данную льготу, так как по Закону № 261-ФЗ класс энергетической эффективности установлен только для многоквартирных домов. По результатам камеральной налоговой проверки обществу вменили штраф в размере 2 141 213 руб., доначислили налог на имущество организаций за 2015 г. в размере 65 498 158 руб. и начислили пени — 612922,22 руб.

Налогоплательщик, пройдя процедуру досудебного обжалования, обратился в суд.

Позиция судов

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами налогоплательщика.

Они также учли, что общество представило полученные в марте 2016 г. энергетические паспорта на указанные объекты (класс энергетической эффективности определялся по решению собственника на основании проектной документации), а также зарегистрированный в Минэнерго России энергетический паспорт № 11997/Э-046/2017 на вновь введенные объекты. Все эти документы, а именно паспорта с присвоением объектам класса энергетической эффективности «А» и «A++», категория энергоэффективности «Высокая», по мнению суда, подтверждают высокий класс энергетической эффективности строений как по результатам обследования, так и на основании проектной документации.

Кроме того, суд первой инстанции сделал важный вывод: льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, введена в период действия Закона № 261-ФЗ и, с учетом системного подхода законодателя к определению государственной политики в данной отрасли, направлена на стимулирование строительства, возведения, создания современных высокотехнологичных объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений. А это соответствует декларированным в ст. 4 Закона № 261-ФЗ принципам правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов; поддержке и стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и др.

По мнению суда, иное толкование взаимосвязанных положений п. 21 ст. 381 НК РФ и Закона № 261-ФЗ привело бы к нарушению принципов единства правового регулирования, правовой определенности и равенства.

Решение ИФНС было отменено судом первой инстанции, апелляция с этим согласилась.

Альтернативный подход

Но все аргументы налогоплательщика, а также судов нижестоящих инстанций, основанные на системном толковании норм права, разбились о глухую стену фискальных интересов, которые оказались определяющими и для окружного суда (он отменил принятые судебные акты по делу), и для судьи ВС РФ, которая вынесла отказное определение.

Окружной суд, отменяя решения нижестоящих судов, посчитал, что энергетические паспорта — не доказательство соответствия условиям льготы, так как критериев для определения классов энергоэффективности нежилых зданий нет, в отличие от многоквартирных домов, что препятствует применению льготы. На том же основании судья ВС РФ отказала налогоплательщику в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам.

В отказном определении повторяются выводы окружного суда о том, что ссылка судов первой и апелляционной инстанций на СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» необоснованна, поскольку содержание понятия «класс энергетической эффективности», используемого в Законе № 261-ФЗ, не тождественно аналогичному термину в СНиП 23-02-2003. Следовательно, положения СНиП в части определения класса энергетической эффективности не применимы в периоде действия Закона № 261-ФЗ, то есть с 27.11.2009. И нельзя применять энергетические паспорта в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы.

Таким образом, пока эта проблема не будет разрешена в более высокой судебной инстанции либо на законодательном уровне, применять льготу, установленную п. 21 ст. 381 НК РФ в отношении нежилых зданий, опасно.

1 См. информацию от 10.05.2018 на сайте ФНС России www.nalog.ru

2 Форма энергетического паспорта утверждена приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 400.