Количество мошенничеств в российских компаниях резко возросло

| статьи | печать

Большая часть отечественных предприятий (66%) стали жертвами мошенничества или другого экономического преступления в прошлом году. Такой печальный вывод сделали эксперты консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers в ходе специального исследования «Российский обзор экономических преступлений за 2018 г.». Чаще всего службы корпоративного контроля фиксировали случаи незаконного присвоения активов, взяток и коррупции.

В последнее время, как показал опрос PwC, в России значительно выросло количество фактов мошенничества. В текущем году 66% респондентов заявили о том, что их компании столкнулись с экономическими преступлениями. Это выше результата предыдущего исследования за 2016 г., когда доля пострадавших предприятий равнялась 48%. Причем этот грустный тренд характерен и для других государств.

«Во всем мире и в России респонденты отметили резкий рост случаев мошенничества, — подчеркивает эксперт PwC Рой Мюллер. — В частности, не может не беспокоить тот факт, что по сравнению с 2016 г. в России увеличилась доля представителей высшего руководства среди сотрудников компании, совершающих противоправные действия. Респонденты также указали на сопутствующие затраты, возникающие в результате экономических преступлений. Суровая правда заключается в том, что риск мошенничества представляет собой реальную угрозу для всех компаний. Поэтому меры, принимаемые для предотвращения этого риска, имеют стратегическое значение».

Самым распространенным видом экономического преступления в России (впрочем, как и в других странах) является незаконное присвоение активов.

На второе место вышли взяточничество и коррупция (41% сейчас по сравнению с 30% в 2016 г.). Как и следовало ожидать, в нашей стране количество респондентов, отметивших взяточничество и коррупцию, больше (на 16 п.п.), чем в среднем по миру.

Третьим наиболее распространенным видом экономических преступлений в России является мошенничество в сфере закупок товаров и услуг. Его отметили 35% российских респондентов. Хотя доля руководителей, отметивших мошенничество в сфере закупок, практически не изменилась с 2016 г. (33%), уровень данного вида экономической преступности по-прежнему выше среднемирового значения (22%).

На глобальном уровне 31% респондентов отметили, что их компании столкнулись с киберпреступлениями. Немного утешает факт, что количество топ-менеджеров в России, указавших на киберпреступления, составило 24%, что меньше общемирового значения. Причем по сравнению с 2016 г. ситуация в нашей стране практически не изменилась: два года назад этот вид мошенничества отметили 23% опрошенных руководителей.

В России 22% «директорского корпуса» компаний, которые в течение последних двух лет столкнулись с экономическими преступлениями, указали, что понесенный убыток превысил 1 млн долл., что незначительно выше среднего показателя по всему миру (19%). В то же время 41% респондентов в нашей стране сообщили, что убыток не превысил 100 000 долл. (по всему миру такой же ущерб назвали 45% опрошенных).

Результаты обзора PwC показывают, что основными факторами, обеспечивающими выявление экономических преступлений, являются корпоративные системы контроля (службы внутреннего аудита, подразделения по управлению рисками мошенничества, мониторингу подозрительной деятельности, отделы корпоративной безопасности). Большое значение также имеют анализ данных (дата аналитика) и ротация персонала.

В нашей стране 56% респондентов отметили, что наиболее крупные случаи мошенничества были изначально выявлены именно этими методами. На глобальном уровне 52% руководителей подчеркнули роль корпоративных систем контроля.

Вместе с тем в России в последнее время доля участия внутреннего аудита в выявлении экономических преступлений снизилась с 20% в 2016 г. до 12% в минувшем году. Отчасти причина здесь кроется в том, что среди респондентов сократилось число публичных компаний, акции которых обращаются на фондовой бирже (с 59% двумя годами ранее до 48% в 2017 г.). Публичные компании обычно создают целый ряд систем внутреннего контроля, так как они обязаны соблюдать нормативно-правовые требования в отношении службы внутреннего аудита.

Корпоративная культура (конфиденциальное информирование о подозрительных операциях/«горячая линия») также была указана в качестве фактора выявления экономических преступлений (21% респондентов). На глобальном уровне 27% руководителей отметили, что корпоративная культура является важной формой первоначального выявления мошенничества.