Охота на коррупционера

| статьи | печать

Несмотря на предпринимаемые властями меры, коррупция остается серьезной проблемой. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные уголовные дела в отношении губернаторов, крупных государственных (муниципальных) чиновников, сотрудников правоохранительных ведомств. Размер причиненного коррупционерами материального ущерба за последние два с половиной года превысил 130 млрд руб. Для предупреждения коррупции и минимизации негативных последствий данного явления регулярно принимаются новые законы.

Серьезная проблема

В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208, коррупция является одной из основных угроз национальной экономики. Данный вывод коррелирует с оценкой международной организации Transparency International. Согласно прошлогоднему Индексу восприятия коррупции (ИВК) Россия заняла 131-е из 176 мест, получив 29 баллов из 100 и оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

Несмотря на совершенствование антикоррупционного законодательства, правоприменительная практика меняется медленно. По итогам 2016 года на территории страны было зарегистрировано 32,9 тыс. коррупционных преступлений (+ 1,4% к 2015 году), а сумма причиненного ими ущерба превысила 78 млрд (43,8 млрд) руб. Наблюдавшаяся в последние годы тенденция сокращения числа таких преступлений не отражает реальных масштабов коррупции с учетом ее высокой латентности.

В свою очередь, по данным Следственного комитета России, за последние семь лет (2011–2016 гг.) к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлекли 1256 глав муниципальных образований, 1315 депутатов органов местного самоуправления, 459 следователей и руководителей следственных органов, 369 адвокатов, 94 прокурора, 73 депутата законодательных органов субъектов РФ и 26 судей.

Справка

В первом полугодии 2017 года прокуроры возбудили 293 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ. По результатам их рассмотрения более 200 юрлиц были привлечены к административной ответственности, им назначены штрафы на общую сумму 394 млн руб.

Чистые закупки

Госзакупки остаются одной из самых коррупционных сфер. По итогам 2016 года аудиторы Счетной палаты РФ выявили почти 900 нарушений закупочного законодательства на общую сумму 53,1 млрд руб. По сравнению с 2015 годом количество правонарушений увеличилось в 1,5 раза, в то время как размер ущерба сократился вдвое. Как и следовало ожидать, основная часть нарушений (823) касалась Федерального закона от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На корпоративные закупки (Федеральный закон № 223-ФЗ) пришлось всего 75 случаев, однако размер ущерба по ним составил 4,3 млрд руб., что почти в семь раз превышает показатель 2015 года.

Не изменилась ситуация и в текущем году. По оценкам Минфина, в первом полугодии 2017 года около 95% закупок госкомпаний осуществлялись на неконкурентной основе. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года на треть вырос объем закупок у единственного поставщика (3,8 трлн руб., или 42,5% от общего объема договоров в денежном выражении). Наименее конкурентные закупки проходят на торгах с ценовым диапазоном от 500 млн до 1 млрд руб., где подается чуть больше одной заявки. Самая популярная схема – проведение конкурсов с такими условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания.

С 9 января 2017 года вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленный на снижение коррупционных рисков и злоупотреблений в данной сфере. Сегодня участником закупки может быть юрлицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки не было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Еще одним условием является отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера судимости за преступления в сфере экономики и (или) предусмотренные ст. 289–291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении них наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Губернаторский контроль и запреты

С 15 апреля 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 64-ФЗ от 03.04.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». В этой связи на руководителя исполнительного органа госвласти субъекта РФ возложена обязанность по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых муниципальными служащими. В случае выявления фактов несоблюдения ограничений и запретов, установленных антикоррупционным законодательством, глава региона может обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий правонарушителя или применении к нему мер дисциплинарной ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Этим же Законом были введены обязанности должностных лиц контрольно-счетных органов по соблюдению ограничений и запретов, установленных федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Несоблюдение этих обязанностей будет являться основанием для досрочного прекращения полномочий указанных должностных лиц.


Доска позора

С 1 января 2018 года вступает в действие Федеральный закон от 01.07.2017 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений». Согласно ему появится реестр лиц, уволенных (освобожденных от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Указанный реестр подлежит размещению в Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы в сети Интернет. Порядок включения и исключения сведений из реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе определяется Правительством РФ.

По данным Минтруда России, сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия, будут находиться в свободном доступе на сайте данной системы в течение двух лет с момента внесения в реестр. В открытом доступе будут публиковать фамилию, имя и отчество чиновника, сведения о госоргане, откуда его уволили, реквизиты приказа об увольнении и дату внесения сведений в реестр.

Действенный инструмент

Начиная с 1 января 2013 года действует Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Данный закон устанавливает порядок осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную (муниципальную) должность, его супруги и несовершеннолетних детей их доходу за три последних года, предшествующие совершению сделки, а также механизм обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

По данным Генпрокуратуры России, в прошлом году было зафиксировано 4,5 тыс. нарушений Закона № 230-ФЗ, в результате чего к дисциплинарной ответственности привлечены 929 должностных лиц, инициирована 361 процедура осуществления контроля за расходами. Удовлетворенных исков об изъятии в пользу государства незаконно нажитого имущества оказалось 15 из 29 – взыскано 12 объектов на сумму 34 млн руб.

Показатели текущего года уже почти побили показатели прошлого. Только за первое полугодие суды удовлетворили 13 из 17 поданных исков на общую сумму в 229 млн руб., взыскано четыре объекта недвижимости стоимостью в 6,2 млн руб. Всего с начала года выявлено 1,8 тыс. нарушений, а к дисциплинарной ответственности привлечены 200 должностных лиц.

В 2016 году суды отказали в удовлетворении 10 прокурорских исков, по итогам апелляционного обжалования двух из них требования прокурора были удовлетворены. Основными причинами судебных отказов явились факты представления чиновниками в ходе разбирательств доказательств, подтверждающих приобретение имущества на законные доходы, которые скрывались ими в период осуществления кадровыми подразделениями контроля за их расходами. В текущем году суды отказали в удовлетворении семи исков, причем три решения были приняты в апелляционной инстанции по жалобам ответчиков.

Справка

За прошлый год по инициативе прокуроров в связи с утратой доверия уволено 383 человека. В первом полугодии 2017 года – почти столько же. Две трети уволенных с данной формулировкой занимали муниципальные должности, 9% – федеральные. Порядка 70% нарушений были связаны с представлением недостоверных или неполных сведений о доходах и об имуществе, около 15% – с неурегулированием конфликта интересов.