Выполнить майские указы сможет только живая конкурентная экономика

| статьи | печать
Выполнить майские указы сможет только живая конкурентная экономика

Устойчивый рост численности населения, повышение продолжительности жизни до 78 лет, обеспечение реального роста доходов и пенсий граждан — вот далеко не полный перечень заманчивых целей, которые включены в Указ, подписанный президентом страны после инаугурации. Для его выполнения понадобится порядка 8 трлн руб., получить которые можно за счет формирования современной экономики, основанной на среднем и малом бизнесе, цифровых технологиях и несырьевом экспорте.

Сразу после инаугурации Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В документе представлены важнейшие приоритеты развития страны на ближайшие шесть лет. По вполне понятным причинам они начинаются с ряда острых социальных задач.

В состав стратегических целей глава государства включил обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 г. — до 80 лет), устойчивый рост реальных доходов граждан, а также уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. К числу важнейших задач также отнесены снижение в два раза уровня бедности и улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно.

Для воплощения в жизнь столь масштабных и красивых задач, по предварительной оценке, потребуется дополнительно около 8 трлн руб. (кроме средств, запланированных ранее на выполнение предыдущего майского Указа президента). Получить эти деньги можно в первую очередь за счет формирования современной экономики, важнейшим звеном которой должен стать средний и малый бизнес.

Правительство в рамках реализации национального проекта в сфере развития среднего и малого бизнеса и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы должно обеспечить к 2024 г. увеличение численности занятых в этом сегменте экономики до 25 млн человек.

Для этого предстоит улучшить условия ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для компаний и индивидуальных предпринимателей, создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Предпринимателям обещают совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у средних и малых компаний, а также упрощение доступа к льготному финансированию.

Отдельным направлением работы экономического блока Кабинета министров должно стать создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая и социальная сферы, а также экология.

Для средних и малых компаний, занятых экспортом несырьевых товаров, предполагается модернизация системы государственной поддержки, что должно увеличить их долю в поставках за рубеж до 10% (в несырьевом экспорте).

Еще одним направлением господдержки среднего и малого бизнеса станет реализация национальной программы в сфере повышения производительности труда. Минэкономразвития намерено в рамках ее воплощения в жизнь помочь в модернизации производства не менее 10 000 предприятий базовых несырьевых отраслей экономики.

Для широкого внедрения цифровых технологий правительству предстоит обеспечить увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 г.

«Возможно, это самый важный срок Путина, по которому люди будут выносить суждение о его правлении и эпохе в целом, — прокомментировал содержание майского указа бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Очевидно, что страна не может жить, как прежде. Необходимо очень быстро начать переход от застойной и вялой сырьевой экономики прошлого к живой конкурентной экономике малого и среднего бизнеса, ориентирующейся на инновации, современные технологии и производства. Если этих кардинальных изменений не произойдет, мы и дальше, говоря обо всем хорошем, на деле продолжим путь на „сохранение стабильности“, а значит, на фактическую консервацию „застоя“ — ситуация может измениться печальным образом в любой момент».