Мегаполис или агломерация, вот в чем вопрос

| статьи | печать

Не наблюдается ли в дискуссиях об агломерациях смещение понятий «супергород» (мегаполис) и «скопление» (агломерация) соседствующих городов и близлежащих сел? Не оставляет ли практика государственного и муниципального управления только первое значение латинского agglomero — «присоединяю, накапливаю, нагромождаю»? Наконец, о чем говорит президентское заявление от 1 марта о том, что «активная, динамичная жизнь России, с ее огромной территорией, не может сосредоточиться в нескольких мегаполисах»?

Региональные власти при скромном молчании федеральных ведомств нагромождают городские округа так, что, к примеру, ГИБДД упорно сообщает о ДТП на федеральной трассе «Дон» в Домодедовском районе, которого нет много лет, а есть Домодедовский городской округ Московской области. И маразм крепчает — достаточно взглянуть на названия десятков, сотен муниципальных новообразований в официальных документах:

  • городской округ «Город Урюпинск» (Волгоградская область);

  • городское поселение «Город Лаишево» (Республика Татарстан);

  • городской округ «Город-курорт „Геленджик“» (Краснодарский край).

Может, объединяют муниципалитеты из желания распоряжаться межселенными территориями?

В экспертном сообществе любят сравнивать города «у нас» и «у них». Так, в Сахалинской области городской округ «Охинский» занимает 14 800 квадратных километров (не метров!), Ногликский городской округ — 11 300 кв. км. Плотность заселения в них — менее одного человека на квадратный километр. Площадь мегаполиса Нью-Йорка — 789 кв. км, население — более 8 млн человек. Территория уже нью-йоркской агломерации, на которой проживает более 20 млн человек, — всего-то 8680 кв. км.

Упразднение муниципальных районов и создание городских округов (далеко не агломераций) происходит, возможно, из-за стремления разных уровней публичной власти распоряжаться неразграниченными межселенными территориями, полагает, в частности, профессор ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ, д.э.н и к.ю.н. Эмиль Маркварт. Государство вольно распоряжаться неразграниченными земельными участками, может, в частности, владеть ими совместно с субъектами Федерации или передать их муниципалитетам, в которых значатся бесхозяйные площади. Но субъекты не дают это полномочие местному самоуправлению. Особенно там, где высока цена земельных ресурсов, у крупных городов и региональных столиц. И местные власти отстранены от градостроительной политики на своих территориях, от развития коммунального хозяйства, в том числе от размещения или ликвидации мусорных полигонов. Отсутствие у муниципалитетов полномочий в жизненно важных сферах — серьезный барьер на пути к урбанизации, считает эксперт.

В этой связи он вспоминает передачу муниципальных полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень. В результате, уже по оценке Президента РФ, власти субъектов увлеклись «административными преобразованиями: начали закрывать лечебные заведения в небольших поселках и на селе» и «оставили людей практически без медпомощи». Теперь до 2020 г. в поселениях от 100 до 2000 жителей предстоит открыть — большей частью построить заново — фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории, а населенные пункты с меньшим числом жителей обеспечить мобильными медицинскими комплексами, автомобилями повышенной проходимости, оснащенными диагностическим оборудованием. По словам главы государства, в 2019—2024 гг. общие объемы расходов на здравоохранение возрастут вдвое. Ежегодно в отрасль будет направляться более 4% ВВП, что сопоставимо с затратами на обороноспособность страны. В 2016 г., по оценке РАНХиГС и Института Гайдара, расходы на оборонку составляли 4,4% ВВП.

Особым цинизмом федерального законодателя называет аналитик изъятие четыре года назад у сельских поселений большей части вопросов местного значения (закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ). Госдума мотивировала этот шаг отсутствием денег в поселенческих бюджетах на выполнение всего объема полномочий, но спустя несколько месяцев сама же резко уменьшила доходные источники местных бюджетов.

Соединение городов и окружающих их районов ведет к «размазыванию» доходов городских бюджетов, сохраняя, в частности, льготы для селян. Вместо того чтобы становиться точками роста, тратить деньги на собственное развитие, повышать конкурентоспособность на глобальном и межрегиональном рынках, города отвлекают средства на решение непрофильных для них вопросов и теряют позиции в конкуренции с азиатскими, европейскими и американскими мегаполисами и агломерациями. Это профанация социально-экономического и географического понятия «город», считает аналитик. Ни компактность проживания людей, ни другие качественные характеристики города больше не имеют значения для того, чтобы назвать муниципальное образование городским округом. Главное — земля, на которой можно затевать капитальное или индивидуальное жилищное строительство, громоздить всевозможные ТРЦ и логистические центры и не морочиться с аграрным производством.

Проще уехать и обустроиться в Сан-Франциско, чем переселиться из одного российского города в другой

Исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди на Московском урбанистическом форуме прошлым летом говорила о малой мобильности россиян из-за «жилищного тупика». Купить квартиру в другом городе и остаться без жилья в родном городе — дорого и страшно. Аренда — тоже занятие небезопасное. Плюс еще риски с социальным обеспечением, медициной да еще с образованием детей. По ее словам, ИT-специалисту проще переехать в Сан-Франциско, найти там жилье и обустроиться, чем переселиться из одного российского города в другой. Неприемлемым в XXI веке назвала она также передвижение между крупными городами Урала через московский хаб.

И все это, заметим, серьезный барьер на пути к экономическому прорыву, к чему призывает В. Путин.

Согласно статистике, в стране сейчас 19 агломераций («ЭЖ», № 05). В них проживает треть населения России и создается почти 40% ВВП. Но уже два десятка лет россияне тянутся только в Москву и Санкт-Петербург. И столица отрезала ломоть от окружающей ее области и вытянулась до Калужской области. Присоединение к ней подмосковных муниципалитетов продолжится. Зачем тянут метро за пределы МКАД?! И спрашивать жителей не надо, они только рады будут столичным благам. Особенно пенсионеры, которые не могут бесплатно пользоваться скоростными региональными электропоездами (РЭКСами), а в мегаполисе — метрополитеном и наземным общественным транспортом. А московские пенсионеры давно и бесплатно ездят и на РЭКСах, и на всех автобусах областных маршрутов.

Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев подписали 15 февраля в Сочи на Российском инвестиционном форуме Соглашение о стратегическом развитии Московского региона сроком до 2025 г., чтобы:

  • развивать промышленность,

  • улучшать качество питьевой воды;

  • повышать экологическую безопасность;

  • совершенствовать инфраструктуру и обустройство дачных поселков;

  • организовывать детский отдых;

  • улучшать общественный транспорт.

«Мы, по большому счету, стали давно уже единым экономическим и социальным пространством, единым целым», — заявил тогда С. Собянин. По его словам, «миллионы москвичей и жителей Подмосковья ежедневно передвигаются на работу, ездят на дачи, находятся в едином культурном и социальном пространстве». Только единение это с делением на своих и чужих. Штамп в паспорте о постоянной регистрации действует похлеще советского штампа о прописке.

Возможно, о новых подвижках вокруг мегаполиса и его окрестностей станет известно в июле на очередном Московском урбанистическом форуме. Тогда же в парке «Зарядье» пройдет фестиваль урбанистики.

Сферы агломерационных процессов

Сфера, затронутая процессами интеграции

Проявление интеграционных процессов

Демография

Рост интенсивности и разнообразия направлений миграций внутри агломерации

Рынок труда

Формирование единого рынка труда, расширение спектра рабочих мест, доступных для жителей муниципальных образований в составе агломерации

Транспорт

Формирование единой системы маршрутов пассажирского транспорта, межмуниципальных объектов транспортной инфраструктуры

Коммунальная структура

Формирование межмуниципальных объектов коммунальной инфраструктуры и интегрированных коммунальных сетей

Жилье

Формирование единого рынка жилья

Инвестиции

Координация разрешительных процедур в отношении инвесторов

Бюджетная сфера

Координация систем налогообложения в части местных налогов и сборов

Градостроительство

Скоординированная система градорегулирования

Социальная сфера

Скоординированная система предоставления социальных услуг

Информационная среда

Формирование единого информационного пространства

Источник: Институт экономики города