Диверсификация торговли в рамках ЕАЭС повышается

| статьи | печать

В прошлом номере на этой же странице мы уделили внимание основной части макрообзора, подготовленного экспертами Евразийского банка развития (ЕАБР) и посвященного итогам и прогнозам развития стран, с которыми данный банк ведет работу. Но есть в названном исследовании отдельный «специальный доклад», отражающий состояние как взаимной торговли, так и торговли с третьими странами участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом речь сегодня и, к сожалению, опять в сильно усеченном варианте.

В 2015 г. — первой половине 2016 г. в странах ЕАЭС наблюдалось снижение стоимостных объемов экспорта товаров, что было обусловлено падением цен на сырьевые товары, замедлением мировой экономики и внутреннего спроса в странах региона. В случае с Россией значимый вклад в снижение объемов экспорта также внесли экономические санкции. Авторы доклада отмечают, что снижение экспорта было характерно как для взаимной торговли в ЕАЭС, так и для торговли с третьими странами. При этом объемы экспорта товаров за пределы интеграционного объединения сократились существенно больше, что связано с большим удельным весом минеральных продуктов в экспорте стран ЕАЭС в третьи страны.

Со второй половины 2016 г. эксперты ЕАБР наблюдают постепенное восстановление стоимостных объемов экспорта товаров. Росту способствует восстановление мировой экономики и внутреннего спроса в странах ЕАЭС, а также повышение цен на сырьевые товары. В результате в большинстве стран ЕАЭС динамика экспорта явилась одним из драйверов экономического роста во второй половине 2016 г. — январе — октябре 2017 г.

После снижения за два года (2015—2016 гг.) на величину порядка 30% в январе — октябре 2017 г. взаимная торговля стран ЕАЭС продемонстрировала прирост на 26,7% к соответствующему периоду предыдущего года. Это увеличение, констатируют авторы доклада, связано в основном с ростом взаимных торговых потоков России и Беларуси, а также России и Казахстана, что во многом отражает рост внутреннего спроса в обозначенных государствах. Удельный вес экспорта Армении и Кыргызской Республики во взаимной торговле региона остается ниже 1% при сохранении основных объемов за Россией (порядка 63%), Республикой Беларусь (около 26%) и Казахстаном (примерно 9%). Рост взаимной торговли в 2017 г. характерен для всех основных групп товаров, при этом наиболее динамично восстанавливался экспорт металлов, машин, оборудования и транспортных средств.

Основной вклад в снижение стоимостных объемов экспорта стран ЕАЭС за пределы интеграционного объединения в 2015—2016 гг. внесло падение поставок минеральных продуктов, обусловленное в первую очередь снижением цены на нефть. По мере роста нефтяных котировок в 2017 г. заметное увеличение демонстрирует и экспорт топливно-энергетических товаров. Ускорение роста мировой экономики в 2017 г. привело к увеличению экспортных поставок и других групп товаров стран ЕАЭС за пределы регионального объединения.

Эксперты ЕАБР отмечают, что в последние годы повышается диверсификация структуры взаимной торговли стран ЕАЭС. Постепенно увеличивается доля экспорта металлов и изделий из них, а также машин, оборудования и транспортных средств. Прослеживается тенденция снижения доли минеральных продуктов во взаимной торговле, удельный вес которой в январе — октябре 2017 г. уменьшился до 27,4% по сравнению с 28,1% в соответствующем периоде 2016 г., несмотря на существенный рост цен на энергоносители. Одним из факторов снижения доли сырьевого экспорта в рамках ЕАЭС в январе — октябре 2017 г. является уменьшение физических объемов поставок российской нефти в Беларусь по причине нефтегазовых споров в 2016 — начале 2017 гг. и достигнутой договоренности о перечислении из бюджета Российской Федерации в бюджет Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин на нефть вместо физических поставок 6 млн т нефти.

Структура экспорта стран ЕАЭС в третьи страны является менее диверсифицированной — доля минеральных продуктов составляет более 60%. При этом если во взаимной торговле доля минеральных ресурсов в стоимостном выражении в январе — октябре 2017 г. продолжила уменьшаться, то в экспорте в третьи страны их удельный вес увеличился вслед за ростом цен на нефть. Авторы доклада отмечают, что доля товаров с высокой добавленной стоимостью (машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них) в экспорте стран ЕАЭС за пределы региона заметно ниже, чем внутри интеграционного объединения.

Для выявления потенциальных вариантов кооперации и расширения взаимной торговли между странами Евразийского экономического союза авторы исследования провели анализ внутриотраслевой торговли в регионе.

Он показал, что наибольший потенциал наращивания взаимной внутриотраслевой торговли присутствует в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Армения. Во всех рассматриваемых странах высокий потенциал наращивания взаимной внутриотраслевой торговли наблюдается в отраслях, связанных с производством продовольственных и сельскохозяйственных товаров. Как считают эксперты ЕАБР, возможно расширение взаимной торговли продукцией текстильной и химической промышленности. Кроме того, отмечают они, в Армении, Казахстане и Кыргызстане существует потенциал интенсификации взаимной торговли металлами и изделиями из них, а также машинами и оборудованием. В Республике Беларусь присутствует возможность расширения торговли металлами и изделиями из них, а в Российской Федерации — продукцией деревообработки, а также машинами и оборудованием.

Авторы доклада заключают, что создание ЕАЭС сопровождалось снижением мировых цен на основную экспортную продукцию, что обусловило сокращение внешнеторговых операций. Несмотря на то что на начальном этапе объемы как внешней, так и внутренней торговли сократились, индекс значимости взаимной торговли либо улучшился, либо сохранился на высоком уровне, а темпы восстановления взаимной торговли опережали темпы восстановления экспорта в третьи страны. Рост взаимной торговли послужил импульсом для восстановления экономик стран объединения после мирового кризиса, отмечают аналитики ЕАБР.

Анализ торговых потоков показал им, что структура экспорта стран — участниц ЕАЭС в третьи страны является менее диверсифицированной, чем во взаимной торговле. Страны ЕАЭС пока наиболее конкурентоспособны на внешних рынках по сырьевым товарам. В 2017 г. наметились признаки усиления товарной диверсификации во взаимной торговле. Однако в плане географического распределения пока двусторонняя торговля выстраивается вокруг российского рынка, отмечают авторы документа. По их наблюдению, среди других четырех стран ЕАЭС только Кыргызстан, помимо российского рынка, поставляет значимую долю своего экспорта в Казахстан. В данном контексте потенциал расширения интеграции сосредоточен в развитии внутриотраслевой торговли. Согласно оценкам авторов доклада, наибольший потенциал наращивания взаимной внутриотраслевой торговли присутствует в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Армения. Внутри объединения, на их взгляд, возможно расширение взаимной торговли продукцией текстильной и химической промышленности, металлами и изделиями из них, продукцией деревообработки, а также машинами и оборудованием.

Факторы изменения индекса значимости взаимной торговли, январь — октябрь к январю — октябрю предыдущего года

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

2015

2016

2017

Индекс значимости взаимной торговли, %

22,4

28,4

29,5

49,6

52,4

52,7

21,7

22,1

22,5

44,1

37,9

38

8,2

8,9

9,0

Изменение за счет:

экспорта в ЕАЭС

1,9

2,1

0,0

2,2

–1,5

1,6

0,9

1,4

–0,5

1,4

импорта из ЕАЭС

0,6

3,0

–1,8

2,9

–2,6

3,0

–4,4

0,6

–0,1

0,7

экспорта в третьи страны

0,4

–1,2

3,6

–2,7

2,9

–3,7

0,1

–0,4

1,2

–1,3

импорта из третьих стран

3,0

–2,8

1,1

–2,2

1,6

–0,4

–2,7

–1,6

0,1

–0,7

Источник: расчеты авторов доклада на основе данных ЕЭК