1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 76

Правила закупок у госкомпаний изменились

В Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) внесли поправки, указав, что такое конкурентные и неконкурентные закупки, какие закупки больше не подпадают под требования этого закона и в каких случаях закупки обязательно должны проводиться на электронных площадках.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с поправками в ряд законов, в том числе в Закон № 223-ФЗ. Сам закон с изменениями вступит в силу только с 1 июля 2018 г., однако некоторые его положения уже начали действовать. При этом заказчикам дается один год, чтобы привести свои положения о закупке в соответствие с новыми требованиями. Сделать это нужно не позднее 1 января 2019 г.

Конкурентные и неконкурентные закупки

В поправках указано, что в положении о закупке должны быть предусмотрены нормы о конкурентных и неконкурентных закупках. К конкуретным закупкам относятся:

  • конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

  • аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

  • запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

  • запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

  • иные способы, установленные положением о закупке.

А неконкуретные закупки — это, например, закупка у единственного поставщика.

Закупки у малого бизнеса

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, будут проводить только в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

В поправках установлен закрытый перечень способов закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок их осуществления. Проводиться такие закупки будут на универсальных электронных площадках, функционирующих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Конкурентные закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться в форме конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

На кого закон № 223-ФЗ больше не распространяется

Расширен перечень случаев, когда закупки по Закону № 223-ФЗ можно не проводить. Во-первых, это отношения, связанные с заключением и исполнением договоров об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности. Раньше в этом пункте говорилось об участниках оптового рынка. Теперь же упоминание об оптовом рынке убрали. Скорее всего, это означает, что теперь не нужно проводить закупки по договорам, обязательным для участников как оптового, так и розничного рынка обращения электрической энергии.

Во-вторых, отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ.

В-третьих, закупки товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с заказчиками лицами и перечень которых определен в положении о закупке.

В-четвертых, закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

Сведения, которые не будут вносить в единую информационную систему

Изменен перечень информации, которую заказчики вправе не вносить в единую информационную систему. Раньше это были сведения о закупке на сумму не более 100 000 руб., а если годовая выручка заказчика составляла более 5 млрд руб., то сведения о закупке на сумму не более 500 000 руб. Теперь этот список дополнен. Так, с 31 декабря 2017 г. можно не вносить сведения:

  • о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;

  • закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

  • закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения или пользования в отношении недвижимого имущества.

Также Правительство РФ получило право дополнительно определить перечни и группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не подлежат размещению в единой информационной системе.

Обжалование действий заказчиков

Изменения коснулись и порядка обжалования действий, связанных с закупками по Закону № 223-ФЗ (эти положения вступили в силу с 31 декабря 2017 г.). Теперь можно обжаловать любые нарушения требований Закона № 223-ФЗ о закупках или положения о закупке. Раньше в этот перечень попадали только нарушения, связанные с неразмещением информации в единой информационной системе. Еще указано, что можно обжаловать нарушения оператора электронной площадки.

В антимонопольный орган с жалобой смогут обратиться АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», а также органы исполнительной власти субъектов РФ и созданные ими организации. Они смогут пожаловаться на действия (бездействие) заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг соответствия либо оценка соответствия, и если при проведении таких закупок нарушаются права и законные интересы участников закупки — субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом антимонопольному органу запретили выходить за рамки обжалования. То есть ФАС России может разбирать только те нарушения, которые указаны в жалобе. Выявить дополнительные нарушения он не вправе.