Общедомовые нужды: что будет дальше

| статьи | печать

Достаточно продолжительное время одним из наиболее острых вопросов для собственников помещений в многоквартирных домах (МКД) является бремя несения расходов на общедомовые нужды (ОДН). Законодатель все время пытается усовершенствовать отношения в указанной сфере, однако градус недовольства собственников жилья постоянно растет.

Правила расчета расходов на ОДН

С 1 января 2017 года ОДН были перенесены из коммунальной в жилищную услугу. Данный шаг предполагал учет и контроль потребления услуги. С 2017 года квитанции об оплате не содержат строку «ОДН», расходы на общие нужды включены в соответствующие строки коммунальных ресурсов. Предполагалось, что указанная мера снизит агрессию населения к ОДН, так как появится некоторая «прозрачность». Однако стало еще больше путаницы и проблем с расчетами.

Постоянные жалобы от населения в связи с несоответствием начисленных сумм на ОДН реальному потреблению услуги способствовали тому, что в марте 2017 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 11267-7 об изменениях в ст. 156 и 161 ЖК РФ, которым предлагаются новые правила расчета расходов на ОДН. С 10 августа 2017 года соответствующие изменения вступили в законную силу, и на настоящий момент ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ содержит варианты расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в составе платы за содержание жилого помещения (общедомовые коммунальные услуги), в зависимости от оснащенности МКД общедомовыми приборами учета (ОДПУ):

–размер расходов граждан и организаций на общедомовые коммунальные услуги при наличии ОДПУ определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ;

–в случае если дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан на общедомовые коммунальные услуги определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний;

–собственники на общем собрании могут принять решение об определении размера расходов на общедомовые коммунальные услуги исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

–при отсутствии общедомового прибора учета размер расходов граждан определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида услуг.

Таким образом, расход собственника на ОДН равен остатку после вычета из общедомового объема потребления услуг суммы индивидуальных показаний по помещениям в МКД и определяется пропорционально принадлежащей собственнику площади. То есть количество проживающих в квартире жильцов никак не влияет на распределение расходов на ОДН.

Проблемы, касающиеся расходов на ОДН

Переход на указанные способы расчета был продиктован тем, что населению выставлялся счет, в котором расходы на ОДН рассчитывались исходя из нормативов потребления. Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь, производят расчет с управляющими организациями исходя из показаний приборов учета. Так как нормативы потребления не отражают индивидуальных особенностей и параметров МКД и зачастую завышены, во взаиморасчетах между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями возникают «небалансы».

Совсем немного времени после введения новых правил расчета понадобилось, чтобы выявить ряд проблем, касающихся расходов на ОДН:

1. Нет четкого единого механизма расчета расходов на ОДН. К этому ведет как отсутствие установки повсеместно индивидуальных и общедомовых приборов учета, так и отсутствие гибкой системы нормативов потребления, учитывающих индивидуальные особенности МКД.

2. Так как управляющие организации являются «промежуточным» звеном между собственником (конечным потребителем услуги) и ресурсоснабжающей организации (РСО), то появляются варианты для злоупотреблений как со стороны управляющей организации, так и со стороны собственников.

3. Вопреки ожиданиям, расходы собственников помещений в МКД на ОДН не только не снизились, но и возросли.

Нужна новая система оплаты

Огромное количество жалоб граждан обращают внимание законодательных органов к данному вопросу. Так, в октябре в Общественной палате РФ прошел круглый стол, участники которого говорили о необходимости внесения изменений в систему оплаты за общедомовые нужды. Основная тема обсуждения –распределение расходов на общие нужды дома между жильцами МКД.

Председатель Комиссии общественной палаты РФ по ЖКХ И. Шпектор предложил разработать механизм распределения расходов на общедомовые нужды, который бы удовлетворял интересы не только управляющих компаний, но и собственников квартир.

На указанной встрече поднималось много других вопросов:

–Как правильно рассчитывать размер ОДН: пропорционально площади или стоит учитывать количество зарегистрированных в квартире лиц?

–Что лучше: нормативы потребления или показатели приборов учета?

–Кто виноват в «небалансах»: недобросовестный собственник или злоупотребляющая правом управляющая организация?

Мнения участников во многом разделились. Единственное, с чем согласились все, –рассматриваемый вопрос требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Шаг вперед, два шага назад

На сегодняшний день в Государственной Думе РФ находятся на рассмотрении несколько законопроектов о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ в части расходов собственников помещений в МКД на коммунальные услуги.

Так, 23.06.2017 был внесен проект закона № 207460-7 «О внесении изменений в ЖК РФ». В соответствии с данным проектом собственники помещений в МКД получат право напрямую с РСО заключать договоры поставки соответствующих коммунальных услуг и ресурсов. Для этого должны быть соблюдены некоторые условия:

–решение о прямом заключении договоров должно быть принято на общем собрании собственников;

–договор будет заключен только с согласия ресурсоснабжающей организации;

–Правительством РФ должен быть утвержден типовой договор ресурсоснабжения.

В случае если собственниками помещений не принимается решение о прямых взаиморасчетах с РСО, оплата коммунальных услуг лежит на управляющей организации. Кроме того, РСО имеет право одностороннего отказа от предоставления коммунальных услуг при подтверждении решением суда задолженности управляющей организации по оплате коммунальных услуг. В таком случае собственникам помещений направляется уведомление о расторжении договора с управляющей организацией, и через 30 дней договор ресурсоснабжения будет считаться заключенным РСО напрямую с собственниками (при этом заключения договора с собственником в письменной форме уже не требуется). Как будет рассчитываться сумма расходов на ОДН, в данном случае не совсем понятно.

Указанный законопроект прошел предварительное рассмотрение в Государственной Думе РФ.

Кроме того, 27 октября 2017 года в Госдуму был внесен законопроект № 298590-7 о внесении изменений в ст. 154, 156 и 157 ЖК РФ, рекомендуемый к синхронному рассмотрению с проектом № 207460-7.

Документом вместо существующего сейчас понятия «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в составе платы за содержание жилого помещения в МКД» предлагается ввести понятие «коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД». Фактически предлагается полностью перевести общедомовые коммунальные услуги на прямые взаиморасчеты собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, в отношении РСО с управляющих организаций будет снята ответственность за неоплату поставленных коммунальных услуг перед собственниками помещений в МКД. Управляющая организация будет нести ответственность только за надлежащее содержание общего имущества собственников в МКД.

Еще одним важным предложением является исключение из ЖК РФ ч. 9.2 ст. 156 –при расчете расходов на общедомовые коммунальные услуги предлагается полностью отказаться от расчетов на основании показаний общедомовых приборов учета и вернуться к нормативам потребления соответствующих видов ресурсов. При этом может сложиться комичная ситуация – во многих МКД были установлены общедомовые приборы учета в целях учета потребления общедомовых коммунальных услуг, но использоваться они не будут, так как нормативы все же оказались точнее.

Анализируя изменения, происходящие в последнее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства, можно сделать вывод, что законодателю непросто дается регулирование вопросов в данной отрасли экономики. Но порой кажется, что все проблемы появляются из-за того, что делая шаг вперед, потом приходится делать два назад.