Статус малого предприятия: какие преимущества он дает и как его получить?

| статьи | печать

В России неоднократно на самых различных уровнях поднимались вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Во многих экономически развитых странах малый и средний бизнес считается опорой экономики: в нем занята значительная часть трудоспособного населения, он приносит значительную часть доходов бюджета. Поэтому становится ясно, почему государство заинтересовано в создании прочного экономического базиса из малого и среднего бизнеса и постоянно заявляет о его поддержке. О том, каким образом приобрести статус малого или среднего предприятия и на какие преференции могут рассчитывать субъекты, получившие такой статус, читайте в материале «ЭЖ».

Чтобы понять, какой смысл в получении статуса субъекта малого бизнеса, расскажем о том, каким образом государство поддерживает малое и среднее предпринимательство.

Основные меры поддержки малого и среднего бизнеса

Основным документом, который определяет статус малого и среднего предпринимателя и описывает предоставляемые им меры государственной поддержки, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии МСП). Для малого и среднего предпринимательства этот закон предусматривает следующие льготы и преференции:

  • применение специальных налоговых режимов. Наиболее известными являются упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и патентная система налогообложения;

  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенная отчетность (см. приказ Минфина России от 21.12.98 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»).

  • упрощенный порядок ведения кассовых операций (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»);

  • упрощенный порядок составления статистической отчетности (см. ст. 5 Закона о развитии МСП);

  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество (см. ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства <…>»;

  • льготы и квоты при участии в госзакупках (в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и закупках отдельными видами юридических лиц (в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Кроме указанных льгот малый и средний бизнес может рассчитывать на поддержку от государства. Закон о развитии МСП говорит о следующих видах такой поддержки:

  • финансовая поддержка, которая может иметь форму субсидий (предоставление денег для развития социально значимого направления бизнеса при условии предоставления отчетности о расходовании денег), бюджетных инвестиций (предоставление денег в обмен на долю в уставном капитале) и муниципальных гарантий (своеобразное поручительство по обязательствам малого бизнеса) (ст. 17);

  • имущественная поддержка, то есть передача на льготных условиях (вплоть до безвозмездной передачи) государственного и муниципального имущества (зданий, строений, сооружений, помещений, земельных участков, машин, механизмов, транспортных средств, инвентаря, инструментов и т. д.) в пользование малому и среднему бизнесу (ст. 18). Федеральные органы, органы власти субъектов, органы местного самоуправления ежегодно готовят перечни имущества, которое они готовы передать в аренду на льготных условиях малым и средним предприятиям, и размещают их в открытом доступе (см., например, распоряжение Росимущества от 25.10.2016 № 838-р «Об утверждении перечня недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства»);

  • информационная поддержка через ресурсы в интернете (ст. 19) — своеобразное просвещение бизнесменов;

  • консультационная поддержка. Органы власти создают собственные консультационные центры, а также могут компенсировать затраты предпринимателей на оплату консультационных услуг;

  • поддержка в сфере образования как самих предпринимателей, так и их работников;

  • поддержка в области инноваций. Этот вид поддержки оказывается через создание технопарков, технико-внедренческих и научно-производственных зон, содействие патентованию изобретений, созданных малыми и средними предприятиями;

  • внешнеэкономическая поддержка через содействие в продвижении на рынки иностранных государств товаров, работ и услуг малого и среднего бизнеса, сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства.

Особый интерес для предпринимателей на сегодняшний день представляют налоговые преференции, а также финансовая и имущественная поддержка. На особенностях налогообложения мы не будем останавливаться подробно, но скажем несколько слов о финансовой и имущественной поддержке.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются предприниматели, пытаясь привлечь заемное финансирование, является отсутствие достаточного обеспечения. Редкий предприниматель готов отдать банку в залог свою квартиру для финансирования бизнеса (и редкий родственник предпринимателя будет с этим согласен), а собственного имущества у небольшого бизнеса на начальных этапах нет (часто нет его и позднее — с учетом того, что современный бизнес все чаще ведется в интернете). Поэтому банки либо в принципе отказывают в кредитовании малого бизнеса, либо предлагают чрезмерно завышенные ставки. А так как деньги — это кровь бизнеса, малое предприятие без притока дополнительного финансирования не развивается или как минимум развивается не так быстро, как могло бы.

Проблему недостаточного обеспечения призвана решить финансовая поддержка со стороны государства. Малый бизнес имеет право привлечь кредитные средства под поручительство государства. Для этого предприниматель должен найти соответствующую гарантийную организацию (например, в Москве это Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд), сайт фонда — www.mosgarantfund.ru) и ознакомиться с перечнем банков, с которыми она работает. После этого предприниматель может обратиться в любой из банков-партнеров. Если банк готов финансировать малый бизнес, но у заемщика нет достаточного обеспечения, банк с согласия предпринимателя подает заявку на получение поручительства в гарантийную организацию, которая в короткий срок рассматривает заявку. Если гарантийная организация дает свое согласие, то малое предприятие, банк и гарантийная организация подписывают трехсторонний договор, по которому банк выдает предприятию деньги под поручительство гарантийной организации.

Что касается имущественной поддержки, то она предполагает, во-первых, возможность получения в пользование государственного или муниципального имущества по льготным арендным ставкам (в первый год — 40% размера арендной платы; во второй год — 60% размера арендной платы; в третий год — 80% арендной платы, и только с четвертого года — полный размер арендной платы), а в некоторых случаях и вовсе бесплатно, во-вторых, возможность льготного выкупа этого имущества впоследствии (с рассрочкой при выкупе на срок до пяти лет).

Какие критерии установлены для малого и среднего предприятия?

Как видно, получение статуса малого или среднего предприятия дает бизнесу довольно существенные преимущества. Поэтому важно понять, с какими критериями Закон о развитии МСП связывает получение этого статуса. Это критерии по корпоративному владению, по количеству работников и по объему выручки.

Критерий корпоративного владения, то есть владение долями в уставном капитале для ООО или акциями для акционерных обществ, считается выполненным в случаях, если:

  • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды владеют не более 25% уставного капитала или голосующих акций предприятия;

  • иностранные компании и российские юридические лица, относящиеся к крупному бизнесу, владеют не более 49% уставного капитала или голосующих акций предприятия (есть и иные особенные случаи корпоративного владения, но они настолько редки, что мы их специально не рассматриваем).

Справка

Федеральным законом от 03.07.2016 № 265-ФЗ п. 1.1 ст. 4 Закона о развитии МСП был дополнен подп. «е», который предоставил акционерным обществам возможность по общему правилу получить статус субъектов МСП. Напомним, что до появления этой нормы по общему правилу акционерные общества такой возможности не имели (подробнее читайте в материале «Акционерные общества по общему правилу больше не будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства», «ЭЖ», 2016, № 03).

Количество работников малого предприятия (точнее, среднесписочная численность работников) за прошлый календарный год не должно превышать 100 человек. В микропредприятии (это особая разновидность малого предприятия) среднесписочная численность работников не должна превышать 15 человек. Для среднего предпринимателя допустимая среднесписочная численность сотрудников составляет от 101 до 250 человек.

Наконец, выручка малого предприятия (закон говорит о доходе, который определяется на основании положений Налогового кодекса РФ, но упрощенно можно говорить и о выручке компании) не должна превышать 800 млн руб., а выручка микропредприятия — 120 млн руб. Выручка среднего предприятия не может превышать 2 млрд руб. (см. постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Других критериев закон не содержит. Ни размер уставного капитала, ни стоимость имущества компании значения не имеют. Компания может владеть огромными активами, долями и акциями крупнейших фирм, но при этом все равно относиться к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: кто и как может в него попасть?

Однако есть еще один, формальный критерий, а именно включение компании, отвечающей критериям малого или среднего предприятия, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Это важно, так как на практике для реализации любого из прав, которые предоставлены малому или среднему бизнесу, предприниматель должен состоять в этом реестре. Наличие сведений о малом или среднем предприятии критически важно и для получения субсидий, и для финансовой или имущественной поддержки, и для получения льгот при государственной закупке. Каким же образом происходит включение предприятия в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Прежде всего отметим, что Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ведет Федеральная налоговая служба. Сам реестр находится в открытом доступе (размещен по ссылке https://rmsp.nalog.ru/), и любой предприниматель может проверить, есть ли сведения о нем в Реестре. Сегодня налоговая служба автоматически включает юридическое лицо в Реестр при его создании в случае, если оно соответствует критериям малого или среднего предприятия. Так как в момент государственной регистрации новой компании у нее еще нет сотрудников и нет выручки, то эти критерии налоговый орган не применяет. Соответственно, имеет значение только критерий корпоративного владения, и именно его проверяет налоговый орган: если в уставном капитале Российской Федерации, субъектам или муниципальным образованиям принадлежит меньше 25%, а также если крупным предприятиям принадлежит меньше 49%, то налоговый орган включит компанию при регистрации в Реестр автоматически. Однако следует учитывать, что сведения о вновь созданном юридическом лице вносятся в Реестр не сразу, а до десятого числа следующего месяца.

Другой случай, когда компания может попасть в Реестр, — ситуация, при которой раньше она не соответствовала какому-то критерию, а потом стала полностью соответствовать всем критериям малого или среднего предприятия. Например, компанией владела на 50% крупная корпорация, которая впоследствии вышла из состава участников. Или работников было больше 250, а потом было проведено сокращение. Либо выручка компании была более 2 млрд руб., а потом снизилась. Что происходит в этом случае? Налоговые органы проводят своеобразную ревизию Реестра до 10 августа каждого года. Они анализируют данные Единого государственного реестра юридических лиц о долях владения в уставном капитале. Также налоговики получают данные от держателей реестров акционеров о владении акциями компаний. Они проверяют сведения о выручке и среднесписочной численности работников за предыдущий год. И на основании всех этих сведений налоговые органы принимают решение о включении действующей компании в Реестр или, наоборот, исключении из него. Сами компании, чтобы их включили в реестр субъектов МСП, в налоговые органы сведения о себе подавать не обязаны. Сведения в Реестр попадают по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Однако нельзя исключать вероятность ошибки — компанию, даже соответствующую всем критериям малого или среднего предприятия, по какой-то причине все же могут не включить в Реестр субъектов МСП. Сегодня у предпринимателя в такой ситуации имеется возможность сообщить в налоговые органы о такой ошибке. Если предприниматель видит, что сведений о нем в Реестре нет, хотя они очевидно должны там быть, он в электронной форме обращается в налоговую с заявлением о проверке сведений Реестра. На практике налоговые органы успешно рассматривают такие заявления и включают сведения в Реестр. Но даже получение разъяснения от налогового органа с указанием на то, почему сведения отсутствуют, то есть какому критерию не соответствует предприниматель, тоже полезно.

***

Таким образом, малый и средний предприниматель может рассчитывать как на льготы от государства (налоговые льготы, льготы при участии в госзакупках), так и на государственную поддержку (что наиболее важно, на финансовую и имущественную поддержку). И получение льгот, и получение поддержки связывается с определенными критериями, которым должны соответствовать компания или индивидуальный предприниматель, а также с включением в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то что включение в Реестр происходит автоматически, мы рекомендуем проверить наличие сведений о себе в Реестре, и если они там отсутствуют, сообщить об этом в налоговые органы.

К сведению

Важным преимуществом получения статуса малого предприятия являются так называемые надзорные каникулы, действующие до конца 2018 г. (введены Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ). До этого времени значительное число госорганов не вправе проверять малый бизнес в плановом режиме (включать в планы проверок).

Еще одно преимущество статуса субъекта малого предпринимательства — в ряде случаев при совершении административного правонарушения в первый раз таким субъектам грозит предупреждение вместо штрафа (ст. 4.1.1 КоАП РФ).