Перечень заказчиков, обязанных обеспечить закупку у субъектов малого и среднего бизнеса, может быть расширен

| статьи | печать

Минфин России предложил ряд мер по расширению объема закупок у малого и среднего бизнеса. В частности, предлагается снизить порог годового объема выручки юридических лиц, обязанных закупать товары, работы и услуги у субъектов МСП, до 500 млн руб.

Минфин России подготовил проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/07/10-17/00073798), направленный на увеличение доли закупок заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — постановление № 1352) с 1 января 2016 г. крупнейшие заказчики, годовой объем выручки которых составляет более 2 млрд руб., обязаны обеспечить достижение годового объема закупок у субъектов малого и среднего бизнеса в размере не менее 18%, в том числе в размере не менее 10% по результатам спецторгов, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

При этом с 1 июля 2017 г. по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ снижен порог для применения постановления № 1352 для региональных заказчиков (с 2 млрд до 500 млн руб.).

Согласно данным пояснительной записки к проекту, по состоянию на 22 сентября 2017 г. объем закупок у субъектов МСП 419 крупнейших заказчиков составил 1,417 трлн руб. при расширении номенклатуры до 155 600 позиций. К концу 2017 г. объем закупок у субъектов МСП должен составить не менее 2 трлн руб.

По мнению разработчиков проекта, подобные результаты указывают на две тенденции. Во-первых, на повышение уровня доверия заказчиков к малому и среднему бизнесу в части исполнения ими договоров (выполнение требований заказчиков к качеству и срокам поставок). Во-вторых, на снижение цены и экономии средств заказчика при одновременном повышении доверия малых и средних компаний к заказчикам.

Так, по итогам 2016 г. по сравнению с общей закупочной практикой по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) среднее количество поданных субъектами МСП заявок в 1,7 раза больше, экономия средств заказчика в 11,1 раза выше, объем закупок у единственного поставщика в 2,6 раза ниже.

При этом по результатам сравнения закупочных практик 200 крупнейших заказчиков за восемь месяцев 2016—2017 гг. при общем снижении объема закупок на 34% наблюдалось увеличение объема закупок у субъектов МСП на 18,5% (99,08 млрд руб.), количества субъектов МСП — поставщиков — на 11,7%, количества договоров, заключенных с субъектами МСП, — на 15,9%.

Чтобы и дальше расширять спрос на продукцию малых и средних компаний, а также в целях обеспечения сопоставимой с зарубежными странами доли закупок у субъектов МСП Минфин России предложил расширить перечень крупнейших заказчиков, в отношении которых в 2018 г. будет проводиться оценка или мониторинг соответствия планов закупок требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по правилам ст. 5.1 Закона № 223-ФЗ. Кроме того, в целях дальнейшего расширения перечня заказчиков, которые обязаны обеспечивать закупку товаров, работ и услуг у субъектов МСП, проектом предусмотрел внесение ряда изменений в акты Правительства РФ.

Прежде всего, предлагается внести следующие изменения в постановление № 1352:

  • снизить порог по годовому объему выручки для юридических лиц, которые должны обеспечить установленный объем закупок у субъектов МСП, до 500 млн руб. Таким образом, перечень субъектов, на которых распространится обозначенное постановление, существенно расширится;

  • ввести новый критерий для применения постановления № 1352 для автономных учреждений — объем закупок за предыдущий год в размере свыше 250 млн руб.

Кроме того, проектом предлагаются изменения в постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг <…> требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга» в части изменения критериев отнесения к заказчикам, в отношении которых проводится оценка или мониторинг соответствия:

  • к конкретным заказчикам федерального уровня — с объемом закупок за предыдущий год в размере свыше 1 млрд руб.;

  • к конкретным заказчикам регионального уровня — с объемом закупок свыше 50 млн руб.;

  • к отдельным заказчикам федерального уровня — с объемом закупок за предыдущий год в размере от 250 млн до 1 млрд руб.;

  • к отдельным заказчикам регионального уровня — с объемом закупок ниже 50 млн руб.

Кроме того, проект предусмотрел включение федеральных автономных учреждений и автономных учреждений субъектов РФ в перечень заказчиков, в отношении которых проводится оценка или мониторинг соответствия.

По подсчетам разработчиков, в случае внесения указанных изменений дополнительно в процедуру оценки и мониторинга соответствия могут быть включены более 1000 заказчиков федерального и регионального уровней, что позволит продолжить последовательное расширение объема закупок у субъектов МСП.

До 26 октября проект будет проходить публичное обсуждение.