РСА опубликовал встречные Минфину предложения по либерализации ОСАГО

| статьи | печать

Российский союз автостраховщиков (РСА) в целом поддерживает идею либерализации ОСАГО, предложенную Минфином, однако имеет ряд замечаний и предложений к документу, сообщает пресс-служба Союза со ссылкой на президента РСА Игоря Юргенса.

По мнению ­РСА, на первом этапе либерализации потребуются следующие меры:

  • отмена нормативного установления ряда коэффициентов. При этом страховщики должны иметь возможность самостоятельно устанавливать дополнительные коэффициенты и определять их размеры;

  • модернизация ­КБМ и территориальных коэффициентов;

  • отмена фиксированной формы заявления на страхование. Обязательным предлагается оставить минимально необходимый (текущий) набор информации и дать страховщикам право его расширять для накоп­ления и анализа новых факторов риска;

  • внесение в антимонопольное законодательство изменений, запрещающих монополисту устанавливать максимальные и минимальные цены на свой продукт; также необходимо проработать порядок расчета отчислений в фонды ­РСА.

Мониторинг уровня тарифов ЦБ сможет проводить путем анализа размера средней премии СК на основании данных ­АИС ­РСА.

После завершения начального этапа ­РСА планирует осуществить полную либерализацию тарифов. На этом этапе ЦБ утверждает перечень минимальных (обязательных) факторов риска, которые необходимо учитывать страховщикам при тарификации (включая историю страхования). Согласно предложению Союза, изменение границ тарифного коридора (нижней границы) и перечня обязательных факторов риска будет производиться регулятором пе­рио­дически на основании данных ­РСА.

Предложение Минфина об отмене при расчете премии таких показателей, как коэффициент территории (КТ) и коэффициент мощности (КМ), подверглось критике со стороны Союза.

«­РСА предлагает его (коэффициент территории. — Прим. „ЭЖ“) сохранить, так как КТ может быть исключен только при окончательном переходе на свободные тарифы, когда страховщик будет самостоятельно определять как базовую ставку, так и факторы риска, их влияние и значения для расчета персонального тарифа», — отметил И. Юргенс. По его мнению, отмену КМ также можно будет рассматривать только при условии учета его максимальных и минимальных значений при установлении максимальных и минимальных значений базовых ставок при расширении тарифного коридора на первом этапе либерализации тарифов.

­РСА также предложил внести в перечень нарушений, влияющих на применение коэффициента страхового тарифа, устанавливаемого в зависимости от нарушений Правил дорожного движения, отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Предложение Минфина об увеличении страховой суммы до 2 млн руб. ­РСА счел несвоевременным, сославшись на высокий уровень мошенничества в сегменте.

«С высокой долей вероятности введение такой возможности приведет к антиселекции: мошенники, которые и сейчас активно зарабатывают на ­ОСАГО, будут заключать до­гово­ры с лимитом в 2 млн руб., а остальные автовладельцы будут выбирать минимальный лимит. Таким образом, даже при существенном повышении тарифов при установлении лимита в 2 млн руб. не удастся компенсировать фактор мошенничества», — пояснил И. Юргенс.

Ткаже ­РСА выступил категорически против еще одного предложения Минфина — о введении многолетних до­гово­ров ­ОСАГО.

Как указывается в опубликованном ­РСА сообщении, внед­рение данного пунк­та министерского законопроекта в жизнь потребует глобального изменения порядка расчета тарифов и отчислений в компенсационные фонды.

«Такое нововведение не позволит страховщикам формировать адекватные страховые резервы, так как страховая премия при заключении до­гово­ра не будет адекватно отражать степени риска, страховые суммы, стоимости урегулирования убытков во второй и пос­ледующие годы действия до­гово­ра», — считает И. Юргенс.