1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 56

Как стимулировать регионы к росту

Как стимулировать регионы к росту

В результате экономического кризиса резко увеличилось число россиян, находящихся за чертой бедности, отметил президент страны Владимир Путин на прямой линии с гражданами. Между тем проблема бедности имеет выраженный региональный аспект. Среднедушевые доходы отличаются между субъектами Федерации в 5,5 раз, а объем внебюджетных инвестиций в расчете на душу населения — в 133 раза. Для стимулирования региональных властей к развитию экономического потенциала федеральный центр намерен оставлять часть налогов и выделять гранты «передовикам».

Рецессия российской экономики, по словам главы государства, уже закончилась, и три квартала подряд статистика отмечает скромный рост ВВП. «Также наблюдается рост инвестиций в основной капитал (они растут быстрее, чем экономика — 2,3%), рост несырьевого экспорта на 19%, — подчеркнул президент страны. — В России сейчас рекордно низкая инфляция — 4,1%, растут золотовалютные резервы».

Вместе с тем за последние годы в результате высокой инфляции и одновременного «застоя» зарплат значительно выросло количество людей, оказавшихся за чертой бедности. Особенно пострадали регионы, экономика которых и в «тучные» годы была далеко не в лучшем состоянии, а бюджеты нуждались в помощи федерального центра.

Сегодня, по оценке вице-премьера Дмитрия Козака, уровень дифференциации социально-экономического развития регионов огромен. «Если говорить о доходах в региональный бюджет, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, то до выравнивания из средств федерального бюджета эта дифференциация составляет 43 раза, — отметил г-н Козак на совещании в правительстве. — Доходы населения, среднедушевые доходы отличаются между регионами в 5,5 раз. Объем внебюджетных инвестиций в расчете на душу населения отличается в 133 раза».

Для того чтобы стимулировать региональные и муниципальные власти к наращиванию собственного экономического потенциала, Кабинет министров намерен использовать ряд стимулов.

Речь идет о предоставлении малообеспеченным субъектам Федерации дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности под обязательства регионов по наращиванию собственного налогового потенциала, по созданию рабочих мест, по привлечению инвестиций.

Кроме того, начиная с 2018 г. весь прирост от доходов в федеральный бюджет от налога на прибыль (с этого года он исчисляется в размере 3%) будет оставаться в распоряжении той территории, которая обеспечила такую «прибавку» в государственную казну.

Правительство также планирует сформировать механизмы более справедливого распределения всех видов финансовой помощи из федерального бюджета (это и дотации на выравнивание, и субсидии, и бюджетные кредиты). «Прежде всего это распределение будет осуществляться (то, чего раньше не было) с учетом результатов постоянно действующего мониторинга расходов субъектов Российской Федерации и их сопоставления со среднероссийскими расходами, — заметил вице-премьер. — Эта дельта — между налоговым потенциалом и недостающими до среднероссийского уровня доходами — будет компенсироваться за счет федерального бюджета».

Финансовая помощь за счет субсидий из федерального бюджета будет предоставляться на основании единого уровня софинансирования с 2018 г. И выделение бюджетных кредитов также будет осуществляться с учетом результатов мониторинга расходов регионов.

Самым же отличившимся регионам будут предусмотрены бонусы. Кабинет министров готовит проект закона о поправках в бюджет на 2017 г., которые предусматривают увеличение с 5 млрд до 20 млрд руб. грантов для субъектов Федерации, которые демонстрируют наиболее динамичное социально-экономическое развитие.