1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 135

НДС при аренде госимущества

Кто начисляет и уплачивает в бюджет НДС в случае аренды государственного (муниципального) имущества, закрепленного за арендодателем на праве хозяйственного ведения? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 12.05.2017 № 03-07-14/28624.

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ предусмотрено, что при аренде государственного (муниципального) имущества у органов государственной власти (местного самоуправления) налоговая база по НДС определяется налоговым агентом, которым признается арендатор. Он обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества как сумма арендной платы с учетом налога.

Но государственное и муниципальное имущество может быть закреплено на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215, ст. 294 ГК РФ). С согласия собственника имущества предприятие может сдавать его в аренду (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Поскольку в этом случае имущество арендуется не у органов государственной власти (местного самоуправления), а у предприятия, возникает вопрос: должен ли арендатор выполнять обязанности налогового агента по НДС?

В комментируемом письме Минфин России разъяснил, что в отношении услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому предприятие-арендодатель самостоятельно исчисляет НДС и предъявляет его арендатору дополнительно к цене реализуемых услуг по аренде.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26.05.2016 № 03-07-11/30226, от 23.07.2012 № 03-07-15/87 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 19.10.2012 № ЕД-4-3/17737@).

Отметим, что такой же порядок применяется и в случае аренды имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления (письма Минфина России от 07.07.2016 № 03-07-14/39827, от 26.05.2016 № 03-07-11/30226).

Суды с выводами чиновников солидарны (Определение Конституционного суда РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2012 по делу № А43-7281/2011, от 17.10.2011 по делу № А11-8374/2010, Северо-Кавказского округа от 23.03.2011 по делу № А32-8102/2010).

Обратите внимание, если арендодателями по договору одновременно выступают орган государственной власти (местного самоуправления) и балансодержатель (предприятие или учреждение, у которого арендуемое имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), арендатор признается налоговым агентом по НДС (письмо ФНС России от 24.11.2006 № 03-1-03/2243@).