1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 369

Новая конструкция страховых взносов

С 1 января действует новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ, введенная Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — Закон № 243-ФЗ). Тем же законом внесены поправки и в общую часть НК РФ. Таким образом, вновь обретенная конструкция страховых взносов встроена в действующую систему налогов и сборов. Разберемся, как работает эта конструкция и на что обратить внимание плательщикам страховых взносов в первую очередь.

Законодательство, регулирующее отношения, связанные с уплатой страховых взносов

Помимо уже названных изменений, поправки в целый ряд законодательных актов внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее — Закон № 250-ФЗ), в том числе признан утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» (далее — Закон № 212-ФЗ).

В связи с вступлением в силу Закона 243-ФЗ страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования стали частью налоговой системы РФ, хоть и не изменили при этом своего названия.

До 1 января 2017 г. правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за их уплатой и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, регулировались Законом № 212-ФЗ. Законодательство о налогах и сборах и, в частности, НК РФ, отношения, связанные с уплатой страховых взносов, до этой даты не регулировало.

С 1 января 2017 г. термин «законодательство о страховых взносах» утратил свое значение. В то время как ст. 1 НК РФ определяет законодательство о налогах и сборах РФ как состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Иными словами, теперь НК РФ устанавливает не только систему налогов и сборов, но и страховые взносы, а также принципы их взимания. Общее правило: действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.

Внесены изменения также и в ст. 2 НК РФ, определяющую круг отношений, составляющих предмет правого регулирования законодательства о налогах и сборах. Теперь властные отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения входят в круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Важно!

Неуплата страховых взносов — теперь налоговое правонарушение. Контроль за уплатой страховых взносов осуществляется в рамках налогового контроля и т.п.

Как и раньше, продолжают действовать в обновленной редакции федеральные законы, регулирующие отношения в сфере обязательного страхования. В их числе Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ). Например, Закон № 27-ФЗ устанавливает права и обязанности плательщиков страховых взносов, связанные с представлением в ПФР сведений о застрахованных лицах.

Действует Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2015 г.) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56-ФЗ). Данный закон регулирует правоотношения, связанные с добровольным участием в отношениях по пенсионному страхованию граждан путем уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

Кто вправе давать разъяснения плательщикам

С 1 января 2017 г. подзаконное регулирование в сфере уплаты страховых взносов осуществляется в соответствии со ст. 4 НК РФ. Данная норма предусматривает, что в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, издают Правительство РФ и Минфин России. До этого момента с 6 апреля 2013 г. разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР и ФСС России был уполномочен давать Минтруд России.

В настоящее время, если у плательщика имеются вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты страховых взносов, можно обратиться за разъяснениями непосредственно в Минфин России. Такое право плательщика предусмотрено п. 1 ст. 34.2 НК РФ. Возможно также обращение за разъяснениями в территориальные налоговые органы (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). Получение разъяснений контролирующих органов необходимо для оптимального планирования действий по формированию своих обязательств, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов.

Важно помнить, что действует общее правило, предусмотренное ст. 111 НК РФ: если плательщик выполняет разъяснения надлежащего органа, а при проверке будут доначислены страховые взносы по данной ситуации, плательщик освобождается от пеней и штрафов за налоговое правонарушение, поскольку в таких случаях плательщик считается невиновным в нарушении законодательства. Доказательством, подтверждающим отсутствие вины в этом случае, будет письменный документ соответствующего органа, изданный в пределах компетенции, подписанный уполномоченным должностным лицом. Содержание таких разъяснений должно относиться к расчетным (отчетным) периодам начисления недоимки.

Учитывая, что разъяснения по вопросам применения законодательства о страховых взносах давал Минтруд России, спорные вопросы финансовым специалистам необходимо задать повторно. Поскольку ранее неоднократно возникали ситуации, когда мнения Минфина России и Минтруда России по аналогичным вопросам не совпадали. Вряд ли можно посоветовать до того момента, как появятся новые разъяснения Минфина России, руководствоваться существующими разъяснениями Минтруда России. В спорной ситуации применительно к периодам начиная с 2017 г. такие разъяснения не будут расценены судами в качестве обстоятельства, исключающего вину плательщика (ст. 111 НК РФ).

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Законом № 243-ФЗ внесены дополнения в ст. 5 НК РФ, устанавливающую правила действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. В частности, акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Исключениями могут служить примеры, связанные с действием обратной силы.

Так, не может быть придана обратная сила актам, устанавливающим новые страховые взносы, повышающим тарифы страховых взносов или иным образом ухудшающим положение плательщиков страховых взносов. В то же время акты, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие положение плательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Страховые взносы и международные договоры

В соответствии с конституционным принципом приоритета международного законодательства над национальным ст. 7 НК РФ устанавливает приоритет правил международных договоров РФ над положениями российского законодательства о налогах и сборах. Если международным договором предусмотрены правила, которые отличаются от НК РФ, следует применять правила международного договора.

Данное положение в отношениях по уплате страховых взносов является достаточно востребованным. На территории России с каждым годом работает все больше иностранцев, в том числе и граждан тех государств, с которыми у нашей страны заключены международные соглашения.

Другие страховые взносы

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) в систему страховых взносов помимо трех перечисленных видов взносов входят также страховые взносы:

— на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Однако передача налоговым органам полномочий контролировать уплату страховых взносов не коснулась взносов «на травматизм». Действие НК РФ не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой данных взносов. Это положение закреплено п. 3 ст. 2 НК РФ, введенным Законом № 243-ФЗ.

Категории плательщиков, размеры страхового тарифа, правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ), размер и порядок уплаты и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются Федеральным законом от 30.11.2011 (в ред. от 28.12.2016) № 354-ФЗ.

Трансформация понятия «страховой взнос»

Дискуссия по вопросу определения правовой природы страховых взносов была закончена достаточно легко: из легальной дефиниции, установленной теперь в ст. 8 НК РФ, исчезло упоминание об индивидуальной возмездности этого вида обязательных платежей. Однако законодатель все же не переименовал страховые взносы в единый или иной объединяющий несколько платежей налог, а так и оставил «взносами».

Сравним дефиниции налога и страхового взноса, которые четко разграничены в ст. 8 НК РФ (см. таблицу).

Таблица. Сравнение дефиниции налога и страхового взноса

Налог

Страховой взнос

Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на медицинское страхование, взимаемые с организаций и физлиц в целях финансового обеспечения прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения

Очевидно, что объединяет данные понятия только обязательность платежа.

Что касается целей взимания платежей, налог перечисляется для обеспечения деятельности государства, в то время как взнос выступает гарантом получения страхового обеспечения при наступлении страховых случаев.

Есть еще термин «сбор», под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в отношении их юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

Таким образом, законодатель не ввел новый социальный налог или сбор, а оставил страховые взносы исходя из их экономической сущности и целей взимания.

Для целей НК РФ страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Однако ясности в понимании правовой природы такого вида обязательного платежа, как страховой взнос, этот подход не добавил.

В главе 2 «Система налогов и сборов РФ» в перечне федеральных обязательных платежей, входящих в налоговую систему, страховые взносы не упоминаются. Вновь введенная глава 2.1 НК РФ определяет, что страховые взносы в РФ устанавливаются НК РФ. Страховые взносы являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории РФ. Отменяются страховые взносы также Кодексом.

Поскольку элементы налогообложения у налогов и сборов различаются, а ст. 17 НК РФ определяет общие условия установления только в отношении налогов и сборов, новая ст. 18.2 НК РФ определяет общие условия установления страховых взносов.

При установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 НК РФ плательщики и следующие элементы обложения:

1) объект обложения страховыми взносами;

2) база для исчисления страховых взносов;

3) расчетный период;

4) тариф страховых взносов;

5) порядок исчисления страховых взносов;

6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Оговаривается, что такие элементы обложения страховыми взносами, как объект и база, могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов. Так, не устанавливаются эти элементы при исчислении страховых взносов индивидуальными предпринимателями «за себя».

Плательщики страховых взносов

Итак, плательщики страховых взносов стали участниками налоговых правоотношений наравне с налогоплательщиками и плательщиками сборов (п. 1 ст. 9 НК РФ). В этом есть определенные плюсы.

Например, при разрешении спорных вопросов плательщики взносов могут ссылаться на обновленную редакцию п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налоговых агентов). Аналогичной нормы в Законе № 212-ФЗ не было, что лишало плательщика данных взносов дополнительной защиты, согласующейся с презумпцией невиновности налогоплательщика.

В соответствии со ст. 19 и 419 НК РФ плательщики страховых взносов — лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а именно:

— от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ);

— от 16.07.99 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ);

— от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ);

— от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

НК РФ сохранил традиционное деление плательщиков страховых взносов на две категории:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;

2) плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Первая категория плательщиков — это, условно говоря, работодатели. К этой категории относятся следующие виды страхователей, осуществляющих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ко второй категории плательщиков НК РФ традиционно отнес индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой.

Кроме того, НК РФ эту категорию дополнил следующими плательщиками:

— арбитражные управляющие;

— оценщики;

— медиаторы;

— патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Итак, вторая категория — это так называемое самозанятое население.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Данное требование НК актуально для самозанятых плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц. В этом случае такой плательщик обязан уплачивать страховые взносы по двум основаниям: во-первых, «за себя», во вторых, в связи с наличием выплат в пользу физических лиц.

Термины «организация» и «физическое лицо», являются определяющими при формулировании понятия и правового статуса страхователей и плательщиков страховых взносов. Указанные понятия определены в ст. 11 НК РФ.

Понятие «организация» шире понятия «юридическое лицо».

Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации).

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Особый статус в сфере социального страхования имеют физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность: индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — главы КФХ). При этом осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат — получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов.

Несмотря на изменения в законодательстве, полагаем, что продолжает быть актуальным подход, сформированный судебной практикой: ИП, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет и дохода от предпринимательской деятельности не имел. Такая позиция приведена в п. 4. информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

ИП признается застрахованным на весь период страхования — с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве. Следовательно, весь период наличия данного статуса у него имеется обязанность по уплате страховых взносов (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.04.2006 № 107 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“»). Подобная позиция, сформулированная высшим судебным органом достаточно давно, стабильно применяется арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

НК РФ наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, относит к ИП и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ). Такой подход не означает, что глава КФХ является индивидуальным предпринимателем в том смысле, который придается этому понятию в ГК РФ. В Определении КС РФ от 24.06.2014 № 1551-О сказано, что главы КФХ уплачивают страховые взносы в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. Каких-либо ограничений, связанных с организационно-правовой формой данных хозяйств, закон не содержит. Как отметил КС РФ, такое правовое регулирование предоставляет главам КФХ возможность формировать свои пенсионные права с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов и направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение.

Для надлежащего исполнения обязанности по уплате страховых взносов имеет значение и понятие «обособленное подразделение организации», определенное также в ст. 11 НК РФ. Это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть признание рабочего места стационарным зависит не от характеристик этого рабочего места, принадлежности помещений на каких либо правах плательщику либо иных критериев, а от временного фактора, в течение которого будет действовать это рабочее место.

Необходимо помнить, что обособленные подразделения организаций не признаются страхователями, а значит, не являются субъектами ответственности за правонарушения. Вместе с тем при выполнении определенных условий наличие обособленного подразделения может повлиять на структуру исполнения обязанностей по уплате страховых взносов и представления отчетности.

Представительство в налоговых отношениях с участием плательщиков

Одним из основных прав плательщика страховых взносов является право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, лично либо через своего представителя. Теперь к плательщикам применяются общие правила налогового представительства, закрепленные в главе 4 НК РФ.

Личное участие плательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика не лишает последнего права на личное участие в указанных правоотношениях.

Субъектом налогового правоотношения является сам плательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя (см. об этом п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, при решении вопроса о привлечении плательщика к ответственности за то или иное нарушение действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого плательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем плательщика, ответственность несет плательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере уплаты страховых взносов определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Полномочия представителя плательщика должны быть документально подтверждены в соответствии НК РФ и иными федеральными законами. Форма документального подтверждения полномочий зависит от вида представителя и установлена, прежде всего, в главе 4 НК РФ. К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ.

Так же, как и у налогоплательщика, у плательщика страховых взносов может быть два вида представителей: законный и уполномоченный.

Законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Исходя из положений ст. 53, 84 ГК РФ, ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), в качестве законного представителя юридического лица по общему правилу выступает его единоличный исполнительный орган. Наименование исполнительных органов может быть различным (генеральный директор, директор, президент, председатель, управляющий). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его должностное положение. В случаях, когда учредительными документами предусмотрено право иных лиц осуществлять действия от имени юридического лица без доверенности, такие лица также являются законным представителем плательщика-организации. В этом случае полномочия законного представителя будут подтверждаться учредительными документами и документами, удостоверяющими должностное положение.

Бухгалтер, как правило, не является законным представителем плательщика, поэтому его полномочия должны быть подтверждены документально.

Пример

При рассмотрении одного из судебных дел фонд утверждал, что поскольку бухгалтер, которому был вручен акт, явилась в управление после направления учреждению протокола ошибок, ее полномочия явствовали из обстановки. Суд такие доводы оценил критически, указал: каких-либо доказательств, подтверждающих, что бухгалтер являлась уполномоченным представителем страхователя, в материалах дела нет. В связи с чем акт не может считаться врученным надлежащим образом, а плательщик не может считаться уведомленным о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Это обстоятельство привело к признанию решения о привлечении к ответственности незаконным.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2013 по делу № А56-64101/2012)

Законными представителями плательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28, 29, 32, 33 ГК РФ вопрос о законных представителях физического лица может быть поставлен только в отношении малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также лица, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставящего семью в тяжелое материальное положение. В этих случаях законными представителями являются соответственно родители, усыновители, опекуны, попечители, которые на основании закона осуществляют представительство этого лица. В соответствии с ГПК РФ, АПК РФ документами, подтверждающими полномочия законных представителей налогоплательщика — физического лица, являются свидетельство о рождении, паспорт с соответствующей отметкой, решение (выписка из решения) суда об усыновлении, об опеке, о попечительстве и т.д. Однако на практике нормы, регулирующие отношения по уплате страховых взносов вышеперечисленными физическими лицами, вряд ли будут востребованы.

Помимо законного представителя любой плательщик может воспользоваться услугами уполномоченного представителя. Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель плательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В соответствии с п. 5 ст. 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами. При этом действующая редакция ГК РФ не требует заверения доверенности печатью организации. Начиная с 7 апреля 2015 г. ООО и АО не обязаны иметь круглую печать. Соответствующие изменения внесены, в том числе в Закон об ООО и в Закон об АО.

Сведения о наличии печати у хозяйственного общества теперь подлежат отражению в уставе общества. Наличие такого указания придает легитимность использованию печати. Отсутствие такой информации свидетельствует о том, что у юридического лица нет печати.

Если использование печати требуется согласно федеральному закону, оттиск печати, информации о наличии которой нет в уставе, не может ставиться для исполнения названного требования.

Уполномоченный представитель плательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Надлежащее подтверждение полномочий представителя имеет существенное значение.

Пример

Одно из судебных дел было проиграно контролирующим органом именно в связи тем, что проверяющие не проверили наличие соответствующих полномочий. В связи с отсутствием в акте и уведомлении реквизитов доверенности, равно как и в материалах дела каких-либо доказательств, подтверждающих, что спорное лицо являлось уполномоченным представителем страхователя, ФАС Северо-Западного округа признал недостаточно обоснованным вывод судов о том, что страхователь надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения акта проверки и не был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2013 по делу № А56-64101/2012)

НК РФ запрещает выступать в качестве уполномоченных представителей плательщика страховых взносов должностным лицам, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьям, следователям и прокурорам.

Учет плательщиков страховых взносов

Налоговый учет плательщиков осуществляется автоматически с момента их госрегистрации в режиме «одного окна». Во внебюджетных фондах сохраняется учет страхователей, который каждый фонд ведет самостоятельно.

Обратите внимание: в порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей во всех внебюджетных фондах внесены некоторые изменения.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона № 167-ФЗ регистрация в территориальных органах ПФР во всех случаях осуществляется в беззаявительном порядке.

В отношении работодателей — организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей — в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика налоговым органом, сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

В отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам ГПХ вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы — в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в ЕГРН сведений о постановке на учет или снятии с учета названных лиц.

Регистрация страхователей осуществляется в так называемом режиме «одного окна» в рамках межведомственного обмена сведениями между различными госорганами. О том, что регистрация состоялась, плательщик узнает из документа, который направляется территориальным органом ПФР или ФСС России страхователю с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Пользователи единого портала государственных и муниципальных услуг получат электронный документ через данный портал. Он будет направлен по адресу электронной почты, который был указан плательщиком при госрегистрации и содержится в составе сведений ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта данной регистрации не является обязательным для страхователя. Но по запросу страхователя такой документ будет ему выдан в течение трех рабочих дней.

Также в беззаявительном порядке осуществляться учет организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, которым открыты счета в банках и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, иностранных организаций, международных организаций, расположенных за пределами территории РФ.

В этом случае налоговые органы также направят в территориальные органы страховщика сведения из ЕГРН. В срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения сведений, страховщик обязан будет поставить на учет такую организацию по месту нахождения обособленного подразделения.

В связи с тем, что регистрация в органах внебюджетных фондов осуществляется только в беззаявительном порядке, утратила силу ст. 27 Закона № 167-ФЗ, ранее предусматривавшая ответственность страхователей за нарушение срока регистрации.

Права и обязанности плательщиков страховых взносов

Перечень прав плательщиков страховых взносов в соответствии с п. 3 ст. 21 НК РФ аналогичен перечню прав налогоплательщиков. Знание своих прав, умение их эффективно реализовывать и правильно защищать необходимо плательщикам для того, чтобы уверенно чувствовать себя в отношениях с государством и его представителями.

Наиболее важной гарантией реализации прав плательщиков является закрепление соответствующих обязанностей налоговых органов в ст. 32 НК РФ по принципу прямой корреспонденции. Это означает, что каждому праву плательщика соответствует обязанность налогового органа, что само по себе обеспечивает возможность реализации права.

Права

Перечислим права плательщиков страховых взносов.

1. Право на информацию, необходимую для надлежащего осуществления своих обязанностей в сфере обязательного страхования. Информация может быть получена по месту своего учета от налоговых органов, как в устной, так и в письменной форме. Информация предоставляется плательщикам бесплатно.

О чем может запрашивать плательщик? Это несколько видов информации:

— о законодательстве РФ о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

— порядке исчисления и уплаты страховых взносов;

— правах и обязанностях плательщиков страховых взносов;

— полномочиях органов контроля и их должностных лиц.

Кроме того, плательщики в налоговом органе могут получать формы расчетов и разъяснения о порядке их заполнения.

Право на информацию может быть также реализовано путем получения от Минфина России письменных ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства о страховых взносах.

О важности активной реализации данных прав плательщика необходимо сказать особо.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, установлены ст. 111 НК РФ. Одним из таких обстоятельств является выполнение плательщиком письменных разъяснений, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Разъяснения могут быть о порядке исчисления и уплаты страховых взносов. Об отсутствии вины плательщика можно будет говорить при наличии соответствующего документа органа контроля по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Таким образом, если у плательщика имеются сомнения в правильности понимания той или иной нормы закона, обязательно стоит обратиться за разъяснением. При наличии письменного разъяснения лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (подп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ).

2. Если в каком либо из фондов у плательщика образовалась переплата, он имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Порядок осуществления зачетов и возвратов установлен ст. 78, 79 НК РФ.

3. Законом предусмотрено право плательщика представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя.

Институт представительства сегодня является очень востребованным. Передача некоторых видов работ и бизнес-процессов специализированным компаниям стала типичной для предпринимательской деятельности. Нередко сторонним исполнителям передают ведение учета и представление отчетности, однако необходимо помнить, что ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей даже при использовании услуг представителей будет нести сам плательщик.

4. НК РФ закрепляет право плательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

5. В ходе осуществления любых контрольных действий в отношении плательщика для своевременного снятия разногласий необходимо активно использовать право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Именно реализация этого права поможет попытаться устранить противоречия в ходе проверки или сразу по ее окончании, не дожидаясь вынесения решения по ней. Для этого необходимо представить пояснения, если проводится камеральная проверка и обнаружены ошибки или противоречия в документах. А если выездная или камеральная проверка уже проведена и в результате выявлены нарушения, нужно позаботиться о представлении возражений на акт проверки.

Давать пояснения — это право, а не обязанность плательщика взносов. И использовать это право нужно активно. Именно путем представления пояснений можно сформулировать свою позицию, донести до проверяющих, а также указать на имеющуюся по спорному вопросу судебную практику или разъяснения Минфина России, ФНС России. Это дает возможность снять претензии проверяющих органов еще на этапе проверки. А если не удастся сделать это при помощи пояснений, плательщик сумеет более глубоко подготовить свои контраргументы для обоснования своей позиции на этапе представления возражений и последующего обжалования.

6. Право присутствовать при проведении выездной проверки; право получать копии акта проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате страховых взносов и право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов всегда необходимо реализовывать на практике. Внимательное ознакомление с указанными документами налоговиков поможет плательщику своевременно оценить законность всех действий и актов, сформулировать свою позицию и вовремя представить свои возражения, а если не удалось отстоять свою позицию до вынесения решения — своевременно обжаловать незаконные действия или акты контрольных органов.

7. Залогом построения цивилизованных отношений между государством и плательщиком является право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении плательщиков, а также право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Однако не всегда можно с достаточной долей уверенности утверждать о незаконности каких либо действий или актов контрольных органов (в том числе в связи с неоднозначность законодательства), в этой связи, прежде чем что-либо не выполнять, рекомендуем сначала реализовать свое право на обжалование в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц. Порядок обжалования установлен разделом 7 НК РФ.

8. Если незаконные действия (бездействия) должностных лиц либо незаконные акты налоговых органов имели место, плательщик имеет право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных такими актами или действиями (бездействием). При реализации данного права важно помнить, что надо доказать не только незаконность действий соответствующего органа, факт причинения вреда и его размер, но и причинно-следственную связь между первым и вторым.

9. Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ, является одной из важнейших процессуальных гарантий обеспечения законности процесса привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. С целью реализации данного права установлена обязанность руководителя налогового органа о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если налоговый орган не выполнил свою обязанность и не обеспечил плательщику возможность участвовать в процессе вынесения решения по результатам выездной или камеральной проверки, то такое решение будет признано незаконным.

10. Плательщик страховых взносов, так же как и налогоплательщик, имеет право на изменение срока уплаты страховых взносов. Почему важно при наличии оснований использовать свое право на отсрочку? Нарушение плательщиком срока уплаты страховых взносов дает право налоговым органам применять в отношении плательщика меры государственного принуждения. Сначала будет приостановлены операции по счету, выставлено инкассо к счету плательщика, затем взыскание может быть обращено за счет имущества через службу судебных приставов.

Кроме того, обязательным последствием нарушения срока уплаты является начисление пеней за каждый день просрочки.

Таким образом, налоговое законодательство не уменьшило широкий комплекс прав, закрепленных за плательщиком страховых взносов в Законе № 212-ФЗ. Грамотная реализация своих прав позволяет плательщикам эффективно обеспечивать свои интересы в отношениях с государством.

Обязанности плательщиков страховых взносов

Если знание своих прав помогает плательщику комфортно себя чувствовать в отношениях с государством, связанных с уплатой любого рода обязательных платежей, знание обязанностей позволяет снять вопрос об ответственности, ведь именно за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей Кодексом предусмотрены различные меры ответственности. Поэтому задача плательщика, в отношении которого ведется производство о налоговом правонарушении, доказать, что на него не возложена соответствующая обязанность либо что он выполнил свою обязанность именно так, как это положено по закону. А для этого свои обязанности нужно хорошо знать.

Теперь обязанности плательщиков страховых взносов сформулированы в новом подп. 3.4 ст. 23 НК РФ.

Итак, плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные НК РФ страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;

Положения нового подп. 7 п. 3.4 ст. 23 (в редакции Закона № 243-ФЗ) применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после 1 января 2017 г.

Перечень обязанностей плательщиков не является закрытым. Согласно подп. 8 п. 3.4 ст. 23 НК РФ они должны нести и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах.

Например, плательщик, обязанный в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ представлять расчеты в электронной форме, должен не позднее десяти дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов от налогового органа по месту учета в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. В этом случае плательщик обязан передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Таким образом, основные обязанности плательщиков страховых взносов остались неизменными, но их перечень по сравнению со старым законодательством расширился.