Фонд защиты прав участников долевого строительства получит список обязанностей

| статьи | печать

Правительство России разработало и внесло в парламент предложения о совершенствовании работы фонда защиты участников долевого строительства. Законодатели предлагают четко определить круг полномочий такого фонда, в частности, по формированию компенсационного фонда и контролю за внесением застройщиками взносов в такой фонд, по выплате дольщикам компенсаций, а также ведению реестра застройщиков.

Фонд защиты прав участников долевого строительства представляет собой организацию, которая действует в целях дополнительной защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, обязательства перед которым не исполняются застройщиками (ст. 23.2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 214-ФЗ). Фонд создается по решению Правительства РФ за счет обязательных отчислений застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

На рассмотрение в Госдуму поступил правительственный законопроект № 139186-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Законопроект), которым предлагается реформировать правила работы фонда. В частности, определить в законе конкретные функции, которые он должен осуществлять. В их число входят, например, формирование компенсационного фонда за счет взносов застройщиков, выплата компенсаций участникам долевого строительства при банкротстве застройщика, предоставление займа или пожертвования лицу, завершающему строительство, взаимодействие с органом регистрации прав в целях осуществления контроля за внесением застройщиками взносов, ведение реестра застройщиков.

За фондом предполагается закрепить право на выпуск облигаций, инвестирование временно свободных средств, осуществление иной приносящей доход деятельности, направленной на достижение поставленных перед ним задач.

Проектом предлагается ряд мер, направленных на защиту прав участников долевого строительства.

Отдельную статью в законе предлагается посвятить правовому режиму имущества фонда. Оно формируется за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, а также имущества, приобретенного за счет инвестирования указанных денежных средств, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных фондом от осуществления своей деятельности. Имущество фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций. Фонд может формировать резервный фонд и иные целевые фонды на основании решения высшего коллегиального органа фонда.

Законопроект определяет и структуру управления фондом. Ее образуют совет фонда (высший коллегиальный орган), правление фонда и генеральный директор. Председатель и члены совета фонда назначаются Правительством РФ на три года по представлению председателя наблюдательного совета единого института развития в жилищной сфере. Генеральный директор фонда назначается на должность также сроком на три года решением председателя наблюдательного совета единого института развития в жилищной сфере по представлению генерального директора единого института развития в жилищной сфере.

Кроме того, предлагается ввести единую методику расчета взносов застройщика в компенсационный фонд, которая будет утверждаться Правительством РФ. Методика должна предусматривать величину базовой ставки, которая повышается в зависимости от определяемой в соответствии с такой методикой способности застройщика исполнять принятые на себя обязательства. Базовая ставка может меняться не чаще одного раза в год по предложению высшего коллегиального органа фонда. При этом повышение базовой ставки возможно в связи с прогнозируемой фондом недостаточностью имущества, составляющего компенсационный фонд. Изменение базовой ставки не влечет перерасчета и корректировки размера внесенных обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд.

Законопроект содержит ряд мер, направленных на защиту прав участников долевого строительства. В частности, предусмотрена обязанность застройщика уплачивать взносы в компенсационный фонд до государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве. Договор участия в долевом строительстве может быть зарегистрирован органами регистрации прав только после подтверждения уплаты взноса застройщиком.

Важным нововведением является контроль за поступлением обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд, который будет осуществляться через систему электронного взаимодействия между органом регистрации прав и фондом при регистрации договора участия в долевом строительстве путем направления таким органам запроса в электронной форме о подтверждении факта исполнения застройщиком обязанности по внесению взносов.

По мнению разработчиков Законопроекта, его принятие позволит установить эффективный механизм защиты прав участников долевого строительства, повысит гарантии такой защиты, что, в свою очередь, приведет к росту строительства жилья.