Без пластиковой бутылки никак не обойтись

| статьи | печать

Российский рынок ПЭТФ, еще недавно взбудораженный угрозой запрета пива в ПЭТ-таре, успокоился. Лобби стеклянной и алюминиевой упаковки оказалось не всесильно: вместо полного запрета рынок получил лишь ограничения. Объем производства ПЭТ в России в 2016 г. стал рекордным — 534 000 т. Большой объем потребления (около 600 000 т) объясняется множеством факторов, но в первую очередь жарким летом и теплой осенью, что способствовало росту потребления всех напитков.

О состоянии и перспективах рынка ПЭТФ эксперты и участники рынка говорили на 13-й международной конференции «ПЭТФ 2017», которую провела компания INVENTRA (группа CREON).

Как рассказала в ходе конференции консультант PCI Wood Mackenzie Хелен МакГиу, по итогам 2016 г. мировое потребление ПЭТФ составило 21,4 млн т, это на 4,7% выше показателя, зафиксированного годом ранее. Прогноз на 2017 г. предусматривает дальнейший рост, ожидается, что он составит около 5,3%. Увеличение спроса будет компенсироваться соответствующим ростом мощностей: только за текущий год они прибавят 2 млн т, большая часть прироста будет обеспечена Китаем (который и так уже является мировым лидером по производству ПЭТФ).

«Рынок ПЭТФ в России неплохо себя чувствует, и уже сейчас мы четко видим его перспективы, — сообщил управляющий директор группы CREON Сергей Столяров. — Прежде всего, это развитие новых сегментов переработки — пленочного и волоконного. Это станет возможным после запуска отечественных предприятий, я имею в виду Ивановский полиэфирный комплекс и „СафПэт“. Завод ПЭТ-пленок „Сибура“» в Твери уже работает, и его продукция востребована на рынке. Так что отрасли есть куда расти и развиваться».

В России по итогам 2016 г. было произведено 534 000 т ПЭТФ (на 7% больше, чем годом ранее), импорт составил 108 000 т, экспорт — 36 000 т. Такие данные сообщил почетный президент «АРПЭТ» Виктор Керницкий. Ведущим производителем он назвал «Полиэф» (40%), за ним следуют «Алко-Нафта» (29%), «Сенеж» (17%) и «Сибур-ПЭТФ» (14%).

Одним из основных сегментов потребления ПЭТФ в России является розлив воды и напитков. И если в отношении слабого алкоголя было в итоге реализовано компромиссное решение, то бутилированная вода этими рамками не ограничена. Однако в последние годы ее потребление растет незначительно, соответственно, не сильно вырос и спрос на ПЭТ-тару. Тем не менее это перспективный сегмент. Для сравнения: в России человек в среднем ежегодно выпивает только 39 л бутилированной воды, а в Евросоюзе этот показатель — более 100 л.

Среди основных проблем российского рынка ПЭТФ участники рынка выделяют падение покупательской способности населения, попытки дальнейшего ограничения объема ПЭТ-тары для слабоалкогольных напитков, возможный запрет пластиковых изделий в особо охраняемых природных территориях, обсуждаемое введение акциза на газировку и новый виток лоббирования использования биоразлагаемых полимеров взамен традиционных. «Биополимеры — это не альтернатива традиционной упаковке, а дополнение к ней. Не будем забывать, что у них есть ряд недостатков: дефицит исходного сырья, использование ценных сельхозпродуктов, сложности сортировки и рециклинга», — отметил В. Керницкий.

Отдельно участники конференций обсудили российский рынок ПЭТ-листов — молодой, но перспективный. По итогам 2016 г. его объем составил 2900 т, из них на импорт пришлось 0,4 тыс. т, сообщил Марсель Ханукаев, заместитель генерального директора по продажам «СафПласт». Ежегодный прирост рынка он оценил в 6% (до кризиса этот показатель был выше — около 7—9%, в дальнейшем темпы замедлились, незначительный рост можно связывать лишь с заменой на ПЭТФ других, более дорогих, пластиков, например, поликарбонат и оргстекло).

За последние три года структура рынка ПЭТ-листов существенно изменилась: доля ПЭТ-А выросла с 53 до 87%, а доля ПЭТ-Г сократилась почти в четыре раза, до 11%.

Еще один перспективный сегмент — нетканые материалы. В 2016 г. объем рынка нетканых материалов с содержанием полиэфирных волокон в РФ составил 215 000 т. Как рассказал коммерческий директор Ивановского полиэфирного комплекса Игорь Сабаев, спрос на полиэфирное волокно растет (+12,5% за последний год), однако доля импорта все еще подавляюще велика (более 60%). В этой связи запуск отечественного производства волокна имеет особое значение. Мощность нового предприятия составит около 175 000 т полиэфирного волокна различного ассортимента и до 30 000 т текстильного ПЭТФ-гранулята. Запуск ожидается в I квартале 2020 г., капитальные вложения оцениваются в 354 млн евро.

Эксперты отрасли однозначно сходятся во мнении, что структура потребления ПЭТФ будет смещаться в сторону текстиля, ПЭТ-волокна и пленочного ПЭТ. Несмотря на это, производство пищевой тары из ПЭТФ останется крупнейшим сегментом потребления в нашей стране в обозримом будущем.

На данный момент прогнозы по сегменту — сдержанно-оптимистические, тем не менее, существует ряд потенциальных угроз. Среди них можно выделить отсутствие государственной поддержки и нормативного регулирования, кампанию по дискредитации ПЭТ-упаковки в России, снижение покупательской активности населения и высокую стоимость сырья.

В прошлом году увеличению потребления ПЭТ-упаковки способствовала хорошая погода в теплое время года и, следовательно, рост спроса на воду и прохладительные напитки в ПЭТ-таре. Участники рынка надеются, что хорошая погода на рынке ПЭТФ будет и в этом году.

Примерное потребление ПЭТ-тары

Страна

Кг/год

США

9

Япония

6,4

ЕС

6,4

Польша

5,5

Россия

4,1

Украина

3,7

Беларусь

3,7

Казахстан

2,7

Источник: АРПЭТ

К сведению

ПЭТ-бутылка должна стать сырьем для легпрома

В России установлены мощности, способные перерабатывать до трети всех использованных ПЭТ-бутылок, однако они испытывают дефицит сырья. Об этом стало известно на организованном Комиссией ОП РФ по экологии и охране окружающей среды межрегиональном круглом столе «Потенциал переработки бытовых отходов. Пластиковая бутылка — от скважины до футболки», который прошел в Общественной палате РФ.

Открывая мероприятие, модератор, член комиссии ОП РФ Ирина Сорокина отметила, что количество несанкционированных свалок в 20 раз превышает число легальных. «У нас отсутствует сама система переработки отходов, которая должна стать приоритетом над захоронением отходов. К сожалению, у нас только 5—7% отходов перерабатывается. Сегодня крайне важно говорить о формировании экологического сознания, которое в свою очередь формирует экологическое мышление, а затем экологические поступки», — отметила И. Сорокина.

Президент Ассоциации производителей и переработчиков полиэтилентерефталата Владислав Барбашов отметил, что на сегодняшний день Россия ежегодно закупает до 10 000 т отходов. «При этом мусор, полученный внутри страны, сжигается, закапывается. В частности, ПЭТ-упаковка в качестве вторичного материала имеет долгий жизненный цикл и может быть использована в легкой промышленности. В отдельных европейских странах собирают до 80% отходов, но надо понимать, что для запуска этого процесса была организована государственная программа, направленная на раздельный сбор», — рассказал В. Барбашов. Он также отметил, что лидером по вторичному сбору мусора является Китай, где в переработку идет до 90% отходов.

Участники рынка считают, что для решения экологических проблем должны быть задействованы представители как бизнеса, так и местной и федеральной власти. «Законы по регулированию переработки отходов есть, но они вызывают много вопросов, необходима их доработка. Другой инструмент, на который возлагаются надежды в решении экологических проблем, — это введенный в 2015 г. принцип расширенной ответственности производителя», — отметила исполнительный директор национальной ассоциации «РусПЭК» Любовь Меланевская.

Президент ассоциации «Росвторпласт» Константин Владимирович Рзаев поделился имеющимся у членов ассоциации опытом в переработке пластмасс и организации работы мусоросортировочных станций. Он отметил, что для достижения экономической эффективности организация подобной работы должна быть локализована.

Регионы также поделились своим опытом в сборе и переработке отходов. В настоящий момент в стране существуют самые разные проекты в этой сфере — от организации сортировки уже вывезенного от населения несортированного мусора до выпуска мини-фабрик по переработке органических отходов в домашних условиях.

Напомним, что с 1 января 2017 г. вступил в силу запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. При этом на сегодняшний день в России, по оценкам экспертов, перерабатывается 5—7% полезных отходов. Всего в нашей стране производится порядка 40 млн т бытового мусора, из них на полимерные упаковочные материалы приходится 1,5—2 млн т.

Сегодня можно уверенно говорить об имеющемся потенциале роста сбора и переработки использованной ПЭТ-тары. В России установлены мощности, способные перерабатывать до 160 000 т, или до 30% всех использованных ПЭТ-бутылок. Однако заводы, занимающиеся вторичной переработкой ПЭТ, испытывают дефицит сырья. Развитию переработки мешает в первую очередь отсутствие раздельного сбора мусора и низкий уровень технологии сортировки на предприятиях.