1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 168

Производители пластиковой тары надеются на милость небес

В России в 2017 г. объем потребления ПЭТФ снизился, что связано с ограничениями по размерам тары для розлива слабоалкогольных напитков и падением покупательской активности населения. Прошлый год был не слишком удачным для российского рынка ввиду холодного лета и снижения потребления пива, воды и безалкогольных напитков. Большинство игроков рынка надеются, что в текущем году хорошая погода позволит нивелировать спад продаж.

О проблемах и тенденциях развития рынка его участники говорили на 14-й Международной конференции «ПЭТФ 2018», организованной INVENTRA (группа CREON). «Появление в условиях пониженного спроса новых мощностей по производству ПЭТФ в Татарстане и Кабардино-Балкарии и выход их продукции на свободный рынок уменьшат маржу существующих производителей. Также есть вероятность, что отечественных производителей ждет обострение конкуренции с импортом, ведь обложенные пошлинами объемы китайского сырья будут перераспределяться в Европу, где уже наблюдается избыток предложения. Нереализованный в Европе материал отправится на российский рынок», — обозначил ключевые вопросы генеральный директор INVENTRA Рафаэль Григорян.

Говоря об отечественном рынке полиэфирного волокна, первый заместитель генерального директора Ивановского полиэфирного комплекса Игорь Сабаев сообщил, что он ежегодно растет на 10% в среднем, это позволяет выстраивать государственные планы в рамках импортозамещения продукции следующих переделов. На сегодняшний день объем потребления полиэфирного волокна в России достиг 197 000 т, и существует перспектива дальнейшего роста.

«Сегментация российского рынка полиэфирного волокна меняется в соответствии с мировыми трендами. Идет развитие в области медицинской промышленности, дорожного и гражданского строительства, в том числе увеличение производства мягкой кровли и композитных материалов», — подытожил И. Сабаев. Сегмент ПТЭФ-волокон активно растет не только внутри страны, но и в мире. Объем мировой торговли полиэфирным волокном в 2016 г. составил 3,4 млн т (увеличение на 10% за прошедшие десять лет).

Доля полиэфирного волокна в общем объеме мировой торговли волокнами составляет более 50%. При этом оценочный рост объемов потребления всех видов волокон и нитей (без учета ПЭТФ) в мире за период 1991—2025 гг. составит 47%. И вместе с полиэфирными волокнами и нитями, рост за 30 лет будет 173%.

Производство полиэфирных волокон в 2016 г. составило 52 млн т, или 75%, от выпуска всех видов искусственных волокон. При этом мировой объем производственных мощностей составляет 78,8 млн т. Среди крупнейших экспортеров, помимо Китая, можно отметить Южную Корею, Индию, Тайвань, Таиланд, Индонезию, Малайзию и Вьетнам.

Говоря о трендах рынка, директор CIFRS Фредерик Ван Хоут подчеркнул, что глобальная конкуренция, в том числе с хлопком, в сегменте искусственных волокон будет только увеличиваться, а маржа производителей снижаться, в частности ввиду большого количества мощностей по производству и избытка предложения над спросом. Наиболее конкурентоспособными в будущем окажутся качественные, эффективные, экологичные и гибкие производители.

Не такая радужная динамика в сегменте ПЭТ-тары. ПЭТ в структуре упаковки из жесткого пластика в РФ составляет 37%. Ограничение производства и оборота пива в ПЭТ-упаковке объемом более 1,5 л стало одним из основных факторов падения рынка в России на 5% в 2017 г. по сравнению с предшествующим годом. В ПЭТ-упаковку до 1,5 л перешла только часть потерянных объемов. Вместе с тем, по словам Алексея Кедрина, вице-президента по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика», часть Carlsberg Group, наметились и положительные тренды.

За последнее время наладился конструктивный диалог между бизнесом и властью, во многом обусловленный согласованной и активной позицией представителей пивоваренной отрасли и производителей ПЭТ-упаковки. Примером может служить вступившее в силу с 1 января 2018 г. разрешение на производство и оборот пивоваренной продукции в ПЭТ объемом более 1,5 л на экспорт. Пиво в ПЭТ-таре популярно в Китае, Монголии, а также других государствах дальнего зарубежья. В обозначенных выше регионах импортная продукция в ПЭТ-упаковке большого объема занимает существенную долю на рынке, такой информацией поделился А. Кедрин.

В целом, по данным за 2017 г., российский рынок упаковки составляет порядка 124 млрд единиц. Львиную долю занимают мягкая и жесткая пластиковые упаковки. Спрос на нее, по прогнозу президента «АРПЭТ» Натальи Селезневой, будет расти. Наибольший прирост упакованной продукции ожидается в сегменте продуктов питания, в меньшей степени безалкогольных напитков.

Основные факторы, влияющие на динамику развития безалкогольных напитков в 2017 г., в категории сладких газированных напитков: снижение доходов населения, снижение потребления кваса, погода холоднее нормы, переход потребителей к несладким газированным напиткам. В категории бутилированной воды, напротив, наблюдаются первые признаки оживления экономики, больший рост ограничен холодной погодой во II и III кварталах 2017 г., тренд к здоровому образу жизни и развитие частных марок, предлагающих низкие цены.

На ближайшие пять лет эксперты прогнозируют умеренный рост ПЭТ-рынка, который мог бы быть выше без принятия закона об ограничении, касающегося использования ПЭТ-тары для алкоголя. При этом структура рынка РФ в динамике явно меняется: сокращается значимость пивного сектора на рынке ПЭТ-упаковки, в то время как потребление данного вида тары активно растет в молочном и масляном товарном сегменте.

Спокойно и без ложного оптимизма смотрят в будущее и производители. «Мы не видим большого отличия этого года от прошлого по конкуренции, потреблению и выпуску. Жизнь сегодня зависит от той погоды, которая будет летом — потреблению поспособствует чемпионат мира по футболу, проводимый в России. Коллеги из других компаний, возможно, прогнозируют не совсем верную оценку своих рынков. А у нас — все стабильно», — сообщил генеральный директор компании «Сенеж» Максим Тюрин.

Рассматривая перспективные направления развития, игроки проявляют интерес к экспорту, «Мы рассматриваем экспортные контракты. Думаю, что эта доля будет расширяться. Безусловно, в приоритете регионы, где не вводятся запретительные пошлины», — поделился планами директор ТД «Экополимеры» Денис Павшинский.

Эксперты в свою очередь обратили внимание, что существенное влияние на глобальное производство оказывает рост объемов повторного использования отходов пищевого ПЭТ (ПЭТ-бутылок), которые перерабатываются как в тару как для пищевых и непищевых продуктов, так и в широкую гамму штапельных волокон и нетканых материалов. Однако на сегодняшний день на территории РФ отсутствуют производители первичного ПЭТФ. Из 4 млн тонн пластикового мусора ежегодно перерабатывается только 8%, или около 300 тыс. тонн, волокна. Выпуск текстильного ПЭТФ в РФ минимален. Потребление полиэфирного штапельного волокна в нашей стране составляет около 130 тыс. Объемы ПЭТФ волокна вторичной переработки составляют менее 50% от общего объема рынка.

К сведению

Производители изделий из пластмасс получили из госбюджета 1,68 млрд руб.

К 2025 г. объем производства изделий из пластмасс должен вырасти до 9,8 млн тонн, что выше уровня 2016 г. на 3,73 млн тонн. Об этом Минпромторг напомнил участникам рынка в ходе 21-й Международной специализированной выставки пластмасс и каучука Interplastica-2018, которая провела свою работу на площадке Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр». Одновременно чиновники рассчитывают, что доля импорта в структуре потребления изделий из пластмасс снизится на 7%, а потребление изделий из пластмасс на душу населения достигнет уровня промышленно развитых стран.

Чтобы достичь плановых показателей, промышленно-торговое ведомство, совместно с Минэнерго России разрабатывает дорожную карту по развитию подотрасли переработки пластмасс. Создание этого документа предусматривает п.14 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 18.05.2016 № 954-р).

По итогам 2017 г. объем отгруженных товаров собственного производства химического комплекса оценочно составил более 3,5 трлн руб., что выше уровня 2016 г. на 14%. Экспортные поставки химической продукции в стоимостном выражении оценочно увеличились на 5,2%, импортные поставки оценочно выросли на 9,9%.

В рамках пакета мер государственной поддержки предприятия химической промышленности в 2017 г. получили порядка 5,75 млрд руб., что в 2,4 раза превышает объем господдержки, предоставленной компаниям химического комплекса в 2016 г. На поддержку предприятий — производителей изделий из пластмасс в 2017 г. выделено 1,8 млрд руб., что превысило уровень 2016 г. в 2,3 раза и составило порядка 30% от общего объема господдержки на химическую промышленность.