1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 23

Потребители чувствуют себя чуть-чуть хуже

Sberbank Investment Research, аналитический департамент «Сбербанка CIB», публикует 18-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова». В обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. На этот раз надо отметить то, что граждане больше волнуются о стране в целом, не ожидая радостей от ее экономики, но сохраняют оптимизм по поводу своего личного благополучия. Видимо, верят, что ко всему смогут приспособиться.

Индекс потребительской уверенности рос непрерывно с IV квартала 2015 г., но в IV квартале 2016 г. немного опустился, до –16% (в III квартале 2016 г. было –15%). Это значительно выше –24%, зафиксированных в IV квартале 2015 г. и IV квартале 2014 г., но индекс продолжает находиться ниже докризисного уровня (в среднем за 2013 г. было –9%).

Опрос потребителей позволяет сделать следующие основные выводы.

Во-первых, в квартальном сравнении произошло небольшое снижение всех компонентов индекса, за исключением оценки перспектив личного благосостояния, которая осталась на том же уровне в 3%, что и в прошлом квартале. Оценка национального благосостояния за последние 12 месяцев снизилась до –27% (с –25% в III квартале 2016 г. — лучшего значения за последние два года). Оценка перспектив национального богатства на следующие 12 месяцев уменьшилась с –5 до –6% в IV квартале 2016 г. Это было отражено в значительном увеличении доли тех, кого больше всего беспокоит экономический рост страны.

Индекс потребительских цен России весьма заметно снизился, можно сказать, до беспрецедентного показателя в 5,6%, видимо, вследствие этого беспокойство по поводу инфляции стало рекордно низким: в IV квартале 2016 г. его отметили 53% респондентов.

Теперь основным поводом для беспокойства стала коррупция — 59%, на 2 п.п. больше, чем в III квартале, и на 5 п.п. — чем годом ранее, и это максимальный показатель за последние два года. Безработица в списке поводов для беспокойства заняла второе место: эту проблему отметил 51%, на 1 п.п. больше, чем в прошлом квартале. И наконец, всего 20% респондентов беспокоились из-за обменного курса рубля, это на 1 п.п. больше, чем в прошлом квартале.

Уровень безработицы среди респондентов увеличился до 11,6% по сравнению с 10,9% в III квартале 2016 г. Индекс чистого найма упал до –42% (c –40% в III квартале 2016 г.), поскольку 6,4% работающих Ивановых указали, что их работодатели нанимают новый персонал (в III квартале 2016 г. эта доля составила 7,5%).

Все это поддерживало опасения опрошенных относительно безработицы: ее считает главным источником беспокойства 51% респондентов (по сравнению с 52% в III квартале 2016 г).

Исследование показывает, что рост заработной платы составил всего 0,8% в IV квартале 2016 г., что сильно отличается от 10,2%, отмеченных в государственной статистике. С начала года у 28% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,1%, то есть в среднем по выборке повышение составляет 1,7%. При увеличении заработной платы Ивановы предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 37% дохода, которые тратятся на продукты питания), 14% — на одежду и товары для дома (против текущих 16%), а 11% — откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%). Доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, сократилась с 7,4% в III квартале 2016 г. до 7,0% в прошлом квартале. Вероятно, уменьшение реальной заработной платы и располагаемых доходов населения негативно сказывается на уровне сбережений.

Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, уменьшилась с рекордных 77% во II квартале 2016 г. и 76% в III квартале 2016 г. до 75%, но остается довольно высокой. В то же время наблюдалось снижение интенсивности промоакций в розничных сетях — за исключением «Магнита». Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизилась с исторического максимума 47%, достигнутого во II квартале 2016 г., до 44% в III квартале 2016 г. и осталась такой же в прошлом квартале. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, увеличилась до 71% против 68% в предыдущем квартале.

Слабые предпраздничные продажи, отмеченные государственной статистикой, были подтверждены в ходе нашего исследования: затраты на продукты питания для празднования Нового года снизились на 4% по сравнению с прошлым годом. Это отчасти было компенсировано тем, что 96% респондентов остались дома на праздниках (92% в 2015 г. и 86% в 2014 г.), то есть валовые траты остались почти теми же.

Причины беспокойства Ивановых, %

IV кв. 2015

III кв. 2016

IV кв. 2016

Коррупция

54

57

59

Инфляция

64

57

53

Безработица

56

52

51

Экономический рост

17

18

37

Обменный курс доллара

30

19

20

Источник: Cint, Sberbank Investment Research

Индекс потребительской уверенности, %

05.2013

07.2013

09.2013

11.2013

I кв.
2014

II кв.
2014

III кв.
2014

IV кв.
2014

I кв.
2015

II кв.
2015

III кв.
2015

IV кв.
2015

I кв.
2016

II кв.
2016

III кв.
2016

IV кв.
2016

Общее значение индекса

–8

–8

–8

–13

–11

–6

–7

–24

–22

–14

–24

–24

–22

–17

–15

–16

Личное благосостояние (последние 12 месяцев)

–8

–6

–5

–9

–8

–5

–6

–22

–29

–25

–30

–30

–29

–25

–21

–22

Личное благосостояние (следующие 12 месяцев)

13

12

13

8

10

10

9

–4

–1

5

–1

–3

–1

1

3

3

Национальное благосостояние (последние 12 месяцев)

–14

–17

–19

–25

–27

–16

–19

–51

–36

–29

–44

–43

–40

–30

–25

–27

Национальное благосостояние (следующие 12 месяцев)

–9

–11

–11

–17

–13

–6

–7

–20

–7

5

–9

–10

–7

–6

–5

–6

Условия для крупных покупок

–20

–20

–19

–23

–17

–14

–12

–22

–39

–29

–34

–34

–31

–26

–27

–28

Источник: Cint, Росстат, Sberbank Investment Research