Sberbank Investment Research, аналитический департамент «Сбербанка CIB», публикует 18-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова». В обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. На этот раз надо отметить то, что граждане больше волнуются о стране в целом, не ожидая радостей от ее экономики, но сохраняют оптимизм по поводу своего личного благополучия. Видимо, верят, что ко всему смогут приспособиться.
Индекс потребительской уверенности рос непрерывно с IV квартала 2015 г., но в IV квартале 2016 г. немного опустился, до –16% (в III квартале 2016 г. было –15%). Это значительно выше –24%, зафиксированных в IV квартале 2015 г. и IV квартале 2014 г., но индекс продолжает находиться ниже докризисного уровня (в среднем за 2013 г. было –9%).
Опрос потребителей позволяет сделать следующие основные выводы.
Во-первых, в квартальном сравнении произошло небольшое снижение всех компонентов индекса, за исключением оценки перспектив личного благосостояния, которая осталась на том же уровне в 3%, что и в прошлом квартале. Оценка национального благосостояния за последние 12 месяцев снизилась до –27% (с –25% в III квартале 2016 г. — лучшего значения за последние два года). Оценка перспектив национального богатства на следующие 12 месяцев уменьшилась с –5 до –6% в IV квартале 2016 г. Это было отражено в значительном увеличении доли тех, кого больше всего беспокоит экономический рост страны.
Индекс потребительских цен России весьма заметно снизился, можно сказать, до беспрецедентного показателя в 5,6%, видимо, вследствие этого беспокойство по поводу инфляции стало рекордно низким: в IV квартале 2016 г. его отметили 53% респондентов.
Теперь основным поводом для беспокойства стала коррупция — 59%, на 2 п.п. больше, чем в III квартале, и на 5 п.п. — чем годом ранее, и это максимальный показатель за последние два года. Безработица в списке поводов для беспокойства заняла второе место: эту проблему отметил 51%, на 1 п.п. больше, чем в прошлом квартале. И наконец, всего 20% респондентов беспокоились из-за обменного курса рубля, это на 1 п.п. больше, чем в прошлом квартале.
Уровень безработицы среди респондентов увеличился до 11,6% по сравнению с 10,9% в III квартале 2016 г. Индекс чистого найма упал до –42% (c –40% в III квартале 2016 г.), поскольку 6,4% работающих Ивановых указали, что их работодатели нанимают новый персонал (в III квартале 2016 г. эта доля составила 7,5%).
Все это поддерживало опасения опрошенных относительно безработицы: ее считает главным источником беспокойства 51% респондентов (по сравнению с 52% в III квартале 2016 г).
Исследование показывает, что рост заработной платы составил всего 0,8% в IV квартале 2016 г., что сильно отличается от 10,2%, отмеченных в государственной статистике. С начала года у 28% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,1%, то есть в среднем по выборке повышение составляет 1,7%. При увеличении заработной платы Ивановы предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 37% дохода, которые тратятся на продукты питания), 14% — на одежду и товары для дома (против текущих 16%), а 11% — откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%). Доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, сократилась с 7,4% в III квартале 2016 г. до 7,0% в прошлом квартале. Вероятно, уменьшение реальной заработной платы и располагаемых доходов населения негативно сказывается на уровне сбережений.
Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, уменьшилась с рекордных 77% во II квартале 2016 г. и 76% в III квартале 2016 г. до 75%, но остается довольно высокой. В то же время наблюдалось снижение интенсивности промоакций в розничных сетях — за исключением «Магнита». Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизилась с исторического максимума 47%, достигнутого во II квартале 2016 г., до 44% в III квартале 2016 г. и осталась такой же в прошлом квартале. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, увеличилась до 71% против 68% в предыдущем квартале.
Слабые предпраздничные продажи, отмеченные государственной статистикой, были подтверждены в ходе нашего исследования: затраты на продукты питания для празднования Нового года снизились на 4% по сравнению с прошлым годом. Это отчасти было компенсировано тем, что 96% респондентов остались дома на праздниках (92% в 2015 г. и 86% в 2014 г.), то есть валовые траты остались почти теми же.
Причины беспокойства Ивановых, %
| 
 | IV кв. 2015 | III кв. 2016 | IV кв. 2016 | 
|---|---|---|---|
| Коррупция | 54 | 57 | 59 | 
| Инфляция | 64 | 57 | 53 | 
| Безработица | 56 | 52 | 51 | 
| Экономический рост | 17 | 18 | 37 | 
| Обменный курс доллара | 30 | 19 | 20 | 
| Источник: Cint, Sberbank Investment Research | |||
Индекс потребительской уверенности, %
| 
 | 05.2013 | 07.2013 | 09.2013 | 11.2013 | 
				 I кв.  | 
				 II кв. | 
				 III кв. | 
				 IV кв.  | 
				 I кв. | 
				 II кв.  | 
				 III кв.  | 
				 IV кв.  | 
				 I кв.  | 
				 II кв.  | 
				 III кв. | 
				 IV кв. | 
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Общее значение индекса | –8 | –8 | –8 | –13 | –11 | –6 | –7 | –24 | –22 | –14 | –24 | –24 | –22 | –17 | –15 | –16 | 
| Личное благосостояние (последние 12 месяцев) | –8 | –6 | –5 | –9 | –8 | –5 | –6 | –22 | –29 | –25 | –30 | –30 | –29 | –25 | –21 | –22 | 
| Личное благосостояние (следующие 12 месяцев) | 13 | 12 | 13 | 8 | 10 | 10 | 9 | –4 | –1 | 5 | –1 | –3 | –1 | 1 | 3 | 3 | 
| Национальное благосостояние (последние 12 месяцев) | –14 | –17 | –19 | –25 | –27 | –16 | –19 | –51 | –36 | –29 | –44 | –43 | –40 | –30 | –25 | –27 | 
| Национальное благосостояние (следующие 12 месяцев) | –9 | –11 | –11 | –17 | –13 | –6 | –7 | –20 | –7 | 5 | –9 | –10 | –7 | –6 | –5 | –6 | 
| Условия для крупных покупок | –20 | –20 | –19 | –23 | –17 | –14 | –12 | –22 | –39 | –29 | –34 | –34 | –31 | –26 | –27 | –28 | 
| Источник: Cint, Росстат, Sberbank Investment Research | ||||||||||||||||
