1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 31

Глобальная экономика ускоряет рост

Мировая экономика вырастет в наступившем году на 3,4% — прогнозируют эксперты МВФ. Развитые страны покажут рост порядка 1,9%, государства с формирующимся рынком — 4,5%. Экономика России выйдет из кризиса и подрастет на 1,1%. Похожий сценарий обещают отечественной экономике и прогнозисты ВШЭ и Минэкономразвития.

Темпы роста глобального ВВП в 2016 г., по оценкам аналитиков Международного валютного фонда (МВФ), сделанным в январском выпуске «Перспектив развития мировой экономики», составили 3,1%, что соответствует сделанным ранее прогнозам. Однако за стабильными средними темпами роста скрывались различные изменения в разных группах стран.

С одной стороны, улучшилась экономическая динамика в развитых странах, в основном — из-за уменьшения сдерживающего влияния товарно-материальных запасов и некоторого восстановления выпуска в обрабатывающей промышленности. С другой — в некоторых государствах с формирующимся рынком произошло непредвиденное замедление роста в схожих масштабах, которое объяснялось, главным образом, специфическими факторами, присущими отдельным странам.

В группе развитых государств экономическая активность значительно увеличилась во 2-м полугодии в США. Предварительные показатели некоторых стран оказались выше, чем прогнозировалось ранее. Так произошло, например, в Испании, а также в Англии, где после голосования за Brexit внутренний спрос снизился в меньшей степени, чем ожидалось.

Уточненные данные о развитии экономики в прошлые периоды указывают на то, что рост в Японии в 2016 г. и в предыдущие годы был выше, чем предполагалось ранее.

Ситуация в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах (СФРРС) остается значительно более разнородной. Так, темпы роста Китая были немного выше, чем ожидалось, чему способствовали государственные меры стимулирования экономики. На этом фоне экономическая динамика была слабее, чем прогнозировалось раньше, в некоторых латиноамериканских странах, переживающих сейчас рецессию (в Аргентине и Бразилии), а также в Турции, которая столкнулась с резким сокращением доходов от туризма.

Экономическая активность в России в ушедшем году была несколько выше, чем предполагали многие эксперты, что отчасти было связано с более высокими ценами на традиционные товары отечественного экспорта. Снижение ВВП по итогам 2016 г., по мнению аналитиков МВФ, составит 0,6%.

Развивающиеся страны тянут экономику верх

В наступившем году мировая экономическая активность, по прогнозам аналитиков Фонда, увеличится и глобальный прирост ускорится до 3,4 в 2017 г. и 3,6% — в 2018 г.

Прирост ВВП в развитых странах составит 1,9 в текущем году и 2% — в 2018 г., что на 0,1 и 0,2 п.п. выше, чем в октябрьском прогнозе МВФ. Оценки для США предполагают создание бюджетных стимулов, которые приведут к повышению прироста до 2,3 в нынешнем году и 2,5% — в 2018 г.

Прогнозы роста на 2017 г. также повышены для Германии, Японии, Испании и Соединенного Королевства в основном из-за лучших, чем ожидалось, показателей во второй половине 2016 г. Эти повышения прогнозов перекрыли снижение предварительных оценок для Италии и Кореи.

Вместе с тем главным фактором, объясняющим улучшение перспектив мировой экономики в 2017—2018 гг., является прогнозируемое повышение роста СФРРС. Улучшение их экономической динамики отражает в значительной степени постепенную нормализацию условий в ряде крупных стран, в настоящее время испытывающих макроэкономические трудности.

После прироста в 4,1% в прошлом году СФРРС продемонстрируют в 2017 г. темпы увеличения ВВП в 4,5%. В дальнейшем экономисты Фонда ожидают здесь его ускорение до 4,8%.

Так, прогноз прироста на 2017 г. был повышен для Китая — до 6,5% (на 0,3 п.п. выше октябрьской оценки). «Повышение нашей оценки роста Китая на 2017 г. является важнейшим фактором ожидаемого ускорения подъема мировой экономики в грядущем году, — подчеркнул директор исследовательского департамента МВФ Морис Обстфельд. — Это изменение объясняется ожиданием дальнейшей поддержки экономики».

Для России экономисты МВФ прогнозируют небольшой прирост ВВП в 1,1% в текущем году и надеются на его увеличение на 1,5% в 2018 г. Похожий прогноз сделали в конце прошлого года независимые эксперты, опрошенные Центром развития ВШЭ. Они предположили, что отечественная экономика вырастет в текущем году на 1% и в следующем — на 1,4%. А во второй половине текущего года, по мнению главы МЭР Максима Орешкина, отечественная экономика может повысить темп прироста до 2%.

Структурные реформы на повестке дня

Основными рисками для развития мировой экономики эксперты МВФ считают более высокий уровень неприязни части населения к глобальной торговле, иммиграции и многостороннему взаимодействию в США и Европе. Уязвимость мирового экономического роста также повышается в результате высокого уровня государственной и частной задолженности во многих странах, а также продолжающегося ухудшения климата, которое особенно затрагивает страны с низкими доходами.

В Европе условия выхода Великобритании из Европейского союза по-прежнему не урегулированы, календарь предстоящих национальных выборов является напряженным, при этом возможны отрицательные экономические последствия как в краткосрочной, так и в более долгосрочной перспективе.

«Мы по-прежнему рекомендуем трехсторонний подход, основанный на мерах структурной и налогово-бюджетной политики в дополнение к денежно-кредитной политике, но этот подход должен быть адаптирован к условиям конкретных стран, — комментирует ситуацию Морис Обстфельд. — В некоторых странах экономика функционирует в условиях почти полной загрузки мощностей, например, в Германии и США. В этих странах налогово-бюджетная политика должна быть сосредоточена на повышении потенциальных темпов роста за счет инвестиций в необходимую инфраструктуру и развитие навыков работников».

Структурные реформы остаются, по мнению аналитиков МВФ, приоритетной задачей во всех странах с учетом продолжающегося вялого роста производительности. Во многих случаях эффективная бюджетная поддержка может повысить результативность реформ без ухудшения состояния государственных финансов.