Иностранный инвестор и НКО («ЭЖ-Юрист», № 39, 2016 г.)

| статьи | печать

Любые организации, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политикой, получают статус иностранных агентов. Рассмотрим теоретические и практические вопросы, связанные с участием иностранного инвестора в создании и деятельности некоммерческих организаций.

Основные понятия

В общепринятом смысле иностранный инвестор – это иностранное физическое или юридическое лицо, которое заинтересовано в присутствии на российском рынке и ведении предпринимательской деятельности через свои представительства или филиалы, дочерние и иные зависимые компании, а также участвует в создании и деятельности хозяйственных обществ или ограничивается разовыми вложениями денежных средств.

Все вышеперечисленное связано с взаимодействием иностранного инвестора с российскими коммерческими организациями.

Что же касается некоммерческих организаций (далее – НКО), то после введения понятия «иностранный агент», интерес иностранных инвесторов к ним уменьшился. Многие уверены, что иностранным агентом является любая НКО, которая хоть как-то взаимодействует с иностранным контрагентом. Это, конечно, не так. Но все равно иностранным инвесторам не так просто напрямую участвовать в создании и деятельности НКО, в том числе являться их учредителями.

НКО не выплачивают дивидендов и не дают коммерческих выгод своим учредителям, тем не менее некоторые коммерческие и некоммерческие иностранные компании интересуются финансированием и непосредственным участием в российских НКО.

Следует сразу отметить, что Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который и вводит понятие «иностранный инвестор» не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в НКО для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством РФ о НКО.

Тем не менее все перечисленные в указанном законе термины можно применять по аналогии и к деятельности иностранных лиц в отношениях с НКО.

Итак, иностранный инвестор – иностранное юридическое лицо (или организация, не являющаяся таковым), гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ, а также иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ, или лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ. Кроме того, это могут быть международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ, и иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Под иностранной инвестицией понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской и иной деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Нормативная база

Что касается правового режима деятельности иностранных юридических лиц на территории РФ, то в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Установление каких-либо ограничений правового статуса иностранного инвестора по сравнению со статусом национальных субъектов допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 4 Закона № 160-ФЗ изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовое положение НКО определяют следующие правовые акты: ГК РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно ст. 50 ГК РФ объединения в зависимости от целей их создания могут принимать одну из двух форм: коммерческую или некоммерческую. НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Право осуществления предпринимательской деятельности прямо установлено только для одной организационно-правовой формы НКО – автономной НКО. Согласно п. 5 ст. 123.24 ГК РФ автономная НКО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

При этом следует учитывать, что НКО, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО, то есть 10 000 руб. Термин «достаточность имущества» в законе не расшифрован.

НКО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами НКО.

Высшим органом управления НКО может быть либо коллегиальный высший орган управления (автономные НКО), либо общее собрание членов (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства), либо определенный уставом орган управления (фонды).

Изменениями, принятыми в 2014 году в ГК РФ, предусматривается закрытый перечень организационно-правовых форм НКО.

Согласно таким изменениям, юридические лица, являющиеся НКО, могут создаваться в форме:

– потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

– общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

– ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

– товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

– казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;

– общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

– фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

– учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

– автономных НКО;

– религиозных организаций;

– публично-правовых компаний.

Законом № 7-ФЗ определены следующие формы НКО:

– общественные организации (объединения);

– религиозные организации (объединения);

– государственная корпорация;

– некоммерческие партнерства;

– учреждения;

– автономные НКО;

– социальные фонды;

– благотворительные фонды;

– объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Кроме того, федеральным законодательством могут предусматриваться иные формы НКО, в том числе и благотворительные организации (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Требования к НКО – иностранным агентам

Еще недавно одними из главных спонсоров НКО были иностранные компании, но после появления термина «иностранный агент» и введением ограничений для деятельности организаций, имеющих признаки иностранного агента, произошел отток иностранных инвестиций в такие организации.

Это связано с тем, что любые организации, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политикой, получают статус иностранных агентов. Данный правовой статус для российских НКО введен Федеральным законом от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Под НКО, выполняющей функции иностранного агента, в настоящее время понимается российская НКО, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением ОАО с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

НКО, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

– участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

– участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

– публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

– распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

– формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

– вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

– финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

Ведение реестра НКО – иностранных агентов осуществляется Минюстом России на основании Приказа Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В электронном реестре, в частности, отражаются полное наименование агента, сведения об учредителях НКО, ее реестровый номер. Кроме того, указываются данные об иностранных источниках поступления денежных средств и иного имущества, а также цели их расходования. Некоторые сведения публикуются на официальном сайте Минюста России.

Для включения организации в реестр необходимо подать заявление в Минюст России или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью.

НКО, выполняющая функции иностранного агента, несет ряд обязательств, в том числе такая НКО должна один раз в полгода представлять отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, ежеквартально – документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, ежегодно – аудиторское заключение.

Кроме того, такая НКО должна указывать в издаваемых и (или) распространяемых материалах, что они изданы и (или) распространены НКО – иностранным агентом.

В случае если НКО, выполняющая функции иностранного агента, не подала заявления о включении ее в реестр, Минюст России и его должностные лица имеют право приостановить своим решением ее деятельность на срок не более шести месяцев.

Продолжение читайте в следующем номере