1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 24

Оптовики приобрели устойчивость к внешним шокам

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в оптовой торговле во II квартале текущего года увеличился с 0 до +3%. Это позволило отрасли выйти из диапазона околонулевых значений, которые были характерны для 2015 г.

Результаты конъюнктурного опроса Росстата, характеризующие состояние делового климата в компаниях оптовой торговли в апреле — июне 2016 г., свидетельствуют о сохранении обозначившегося в начале года позитивного тренда.

Оптимистичные прогнозы, сделанные руководителями оптовых предприятий по итогам I квартала на следующий бизнес-период, себя оправдали. Так, основной композитный индикатор исследования статведомства — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — в оптовой торговле во II квартале увеличился с 0 до +3%.

Положительный вектор развития отрасли свидетельствует, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, об определенной адаптации потребительского поведения населения к ценовому, ассортиментному и другим предложениям оптовой торговли и, соответственно, розницы.

Вместе с тем сама торговля подстроилась под более скромную потребительскую корзину домашних хозяйств и переход населения на избирательно-сберегательную модель поведения в результате хронического спада реальных денежных доходов.

Повышение деловой активности отмечено, в первую очередь, в оптовых компаниях, занимающихся реализацией продовольствия и других социально значимых товаров. Несмотря на сжатие внутреннего потребления и продолжающую­ся инфляцию, граждане по вполне понятным причинам продолжают их приобретать, что предоставляет организациям этих подотраслей торговли определенное преимущество.

Неудивительно, что позитивные изменения делового климата произошли во II квартале именно в оптовых фирмах, реа­лизующих следующие группы товаров: парфюмерию и косметику (рост ИПУс 0 до +4%), пищевые продукты (с 0 до +3%), фармацевтику (с 0 до +3%), бытовые электротовары (с –5 до +2%), бытовую мебель, напольные покрытия (с –10 до –4%).

«Предприниматели приобрели определенную степень устойчивости к внешним шокам, что выразилось в позитивных изменениях в динамике большинства трендов, — отмечает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — В результате сформировавшиеся полугодовые тенденции представили новые поводы для более оптимистичного взгляда на ситуацию в секторе».

Важным стабилизирующим фактором в отрасли выступает замедление темпов спада портфеля заказов и, как следствие, сокращение темпов снижения объемов продаж, товарооборота, возобновление расширения ассортимента товаров.

Кроме того, у директорского корпуса оптовых компаний крепнет уверенность в возможных позитивных переменах. Большинство участников опроса Росстата во II квартале отметили, что рассчитывают на активизацию продаж в начале 2-го полугодия.

«Хотелось бы обратить внимание на практически постоянно выявляемую тенденцию функционирования оптовой и розничной торговли. Как показывает ретроспективный анализ результатов конъюнктурных опросов руководителей данных организаций, настрое­ния респондентов из розничного сегмента с лагом примерно в один-два квартала, как правило, повторяют траекторию настроения оптовиков», — комментирует ситуацию Г. Остапкович.