1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 780

Контрольно-кассовая техника: грядут изменения

Проверяющие уделяют огромное внимание правильному использованию контрольно-кассовой техники (далее — ККТ). Ведь данные, фиксируемые ККТ, являются основой для контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы по налогам, уплачиваемым торговыми и другими организациями, работающими с наличной выручкой. Вопрос использования ККТ приобретает особое значение в связи с проведением пилотного проекта под условным названием «онлайн-кассы» и принятыми на днях поправками в законодательстве о ККТ. Разберемся, каким образом правильно использовать ККТ, избежать штрафов и что может измениться в ближайшем будущем.

Использование ККТ при наличных расчетах регулируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — о Закон о ККТ).

Кроме того, существует письмо ФНС России от 27.10.2014 № ЕД-4-2/22133 «О направлении перечня контрольно-кассовой техники», в котором приведен перечень ККТ, которую вправе применять платежные агенты (субагенты) при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Однако существующие на сегодняшний день правила применения ККТ в скором времени изменятся до неузнаваемости.

Онлайн-кассы: готовность номер один!

На днях Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)»1 (далее — Закон с поправками в законодательство о ККТ). Для бизнеса вводится обязанность применять ККТ нового поколения — с функцией передачи фискальных данных в налоговые органы.

Новый порядок вступит в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования текста закона. Поправки начнут действовать в полном объеме с 1 февраля 2021 г.

Главное новшество состоит в кардинальном изменении схемы работы торговых организаций с налоговыми органами.

Так, данные с каждого чека будут передаваться в налоговую инспекцию через так называемых операторов фискальных данных (далее — ОФД) — организации, получившие в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ разрешение на обработку фискальных данных. Такая обработка подразумевает любое действие (любую операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с применением соответствующих технических средств при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним (ст. 1 Закона с поправками в законодательство о ККТ).

При осуществлении расчетов клиенту будет выдаваться кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направляться кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона с поправками в законодательство о ККТ).

Иными словами, несмотря на электронный документооборот, предприниматели по прежнему будут обязаны выдавать покупателям бумажные чеки, причем по желанию покупателя этот чек необходимо будет выслать ему по указанному телефонному номеру или по электронной почте. И такой документ приравнивается к чеку, отпечатанному ККТ.

Из-за усложнившейся процедуры передачи данных требования к кассовым аппаратам будут другими. Также в них вместо ЭКЛЗ будет использоваться фискальный накопитель.

Как следует из ст. 1 Закона с поправками в законодательство о ККТ, фискальный накопитель — это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения ОФД фискальных документов, переданных ККТ, направляемых в контрольно-кассовую технику ОФД, а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой ОФД.

Переход на онлайн-кассы планируется осуществить постепенно.

Так, со дня вступления в силу Закона с поправками в законодательство о ККТ организации и ИП смогут установить онлайн-кассы до 1 февраля 2017 г. в добровольном порядке (п. 5 ст. 7 Закона с поправками в законодательство о ККТ).

Организации и ИП вправе до 1 февраля 2017 г. регистрировать ККТ по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона с поправками в законодательство о ККТ. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 г., применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета по старым правилам до 1 июля 2017 г. (п. 3 ст. 7 Закона с поправками в законодательство о ККТ).

С 1 февраля 2017 г зарегистрировать ККТ, в которой не предусмотрена возможность онлайн-передачи данных о платежах в ФНС России, будет невозможно.

Важно!

Оперативный комментарий представителя ФНС России см. на с. 31

Более подробно о новшествах в законодательстве о ККТ расскажем в следующем номере.

Типы ККТ

ККТ может быть использована в торговле, сфере услуг, гостиничном и ресторанном бизнесе, а также для торговли нефтепродуктами.

Существуют различные типы ККТ.

Автономная ККТ. Работает таким образом, что кассир самостоятельно набирает сумму покупки и печатает кассовый чек. Данный тип ККТ работает без подключения к компьютеру. Портативная ККТ (например, мобильная касса МИК-25К) также рассматривается как автономная контрольно-кассовая машина, при этом может функционировать без постоянного подключения к сети.

Системные ККТ:

— активная системная ККТ работает в составе компьютерно-кассовой системы, или по-другому POS-системы. Управление работой данной системы ведется с ККТ;

— пассивная системная ККТ может работать как автономная касса, так и в составе POS-системы. Управление данной системой (в случае ее подключения к POS-системе) ведется с компьютера.

Фискальный регистратор (ФР) — это вид ККТ, работающий в составе компьютерно-кассовой техники, в котором располагается фискальная память (обеспечивает некорректируемое хранение информации о денежных расчетах, проведенных на ККТ).

Вся ККТ (за исключением фискального регистратора) имеет примерно одинаковый состав: корпус, денежный ящик (не предусмотрен в портативных ККТ), замок, клавиатура, блок питания, блок индикации, блок управления, блок клавиатур, блок фискальной памяти, печатающее устройство, денежный ящик (за исключением мобильных касс), ЭКЛЗ.

На ККТ обязательно наличие специального идентификатора, голограммы «Сервисное обслуживание» и марки-пломбы.

Выбор конкретной модели предприятием зависит от многих факторов, таких как:

— возможность пройти попутное обучение использования ККТ кассирами;

— помощь при регистрации ККТ в ИФНС;

— предоставление подменной ККТ на период ремонта основной;

— цена, вес, габариты;

— наличие дополнительных функций, таких как расчет сдачи, возможность получения X-отчетов (отчеты по продажам за день без проведения гашения), Z-отчетов (оформление суточного или сменного отчета с гашением), возможность оформления нескольких продаж в одном чеке и подсчет общей суммы, отмена чека, оформление возврата товара, возможность подключения внешних устройств (например, сканер штрих кодов, совместимость с 1С и т. п.).

Установка и использование ККТ

Установка оборудования происходит на видном месте таким образом, чтобы табло, на котором отражается сумма покупки и сдача, было обращено лицом к покупателю.

Пломбировку и техническое обслуживание ККТ могут производить только аккредитованные производителем (генеральным поставщиком) ЦТО, с которыми заключен договор на проведение ТО.

Срок амортизации ККТ составляет не более десяти лет (как правило, семь лет). Если срок амортизации ККТ не истек, ее можно использовать. Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о ККТ организации должны применять модели ККТ, включенные в Государственный реестр, а согласно п. 5 указанной статьи в случае исключения из реестра ранее применявшейся модели кассы ее дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации аппарата.

Заметим, что при расчетах по банковской карте, как и при осуществлении наличных денежных расчетов, организация обязана выдавать покупателям в момент оплаты товара отпечатанные кассовые чеки (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 5 Закона о ККТ).

Таким образом, ККТ применяется в обязательном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом не важно, кто и в каких целях совершает покупку товаров, выполняет работы, оказывает услуги, не имеет значения и применяемая система налогообложения (п. 1 ст. 2 Закона о ККТ, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, письмо ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@).

ККТ используется при получении наличных денежных средств:

— за реализованные товары (работы, услуги);

— в качестве предоплаты в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) (постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 № 13854/05 по делу № А40-68563/04-149-181, письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268, УФНС России по г. Москве от 17.09.2010 № 17-15-098018, от 21.09.2007 № 22-12/091498).

Данный порядок применяется в том числе и комиссионером при получении наличных денежных средств:

— за реализованные товары комитента. Это обусловлено тем, что комиссионер от своего имени заключает с покупателем договор купли-продажи, то есть фактическим продавцом товара является комиссионер (письма Минфина России от 11.06.2009 № 03-01-15/6-310, ФНС России от 20.06.2005 № 22-3-11/1115);

— в качестве вознаграждения за оказанные посреднические услуги (письмо ФНС России от 20.06.2005 № 22-3-11/1115).

Применение ККТ является обязательным и для агента, причем независимо от того, действует он по агентскому договору от своего имени или от имени принципала (постановления Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 № 9803/06 по делу № А40-62687/05-121-587, ФАС Московского округа от 06.08.2007, 16.08.2007 № КА-А40/7661-07 по делу № А40-23602/07-144-99, письмо УФНС России по г. Москве от 31.01.2007 № 09-10/008098).

Случаи, в которых при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) за наличный расчет ККТ может не применяться, приведены в табл. 1.

Таблица 1. Когда ККТ можно не применять при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) за наличный расчет

Ситуация

Условия, при которых ККТ может не применяться

Оказание услуг населению — физическим лицам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, п. 6 приложения к письму ФНС России от 10.09.2012 № АС­4­2/14961@)


ККТ не применяется при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, п. 1, 2, 20 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно­кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

При определении перечня услуг, оказываемых населению, следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002­93 (ОКУН), который утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163. Этот перечень не является исчерпывающим.

Если населению оказаны услуги, которые не названы в данном перечне услуг, но могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН как услуги населению, то использование бланков строгой отчетности не противоречит законодательству (письма Минфина России от 20.09.2013 № 03­01­15/39118, от 08.10.2012 № 03­01­15/8­213 (доведено до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 24.10.2012 № АС­4­2/18034), письмо ФНС России от 07.03.2014 № ЕД­4­2/4329@)

Применение ЕНВД в отношении видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ (за исключением услуг, оказываемых населению, расчеты за которые оформляются с использованием бланков строгой отчетности, и видов деятельности, приведенных в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ) (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, письма Минфина России от 15.05.2013 № 03­11­06/3/16944, от 09.08.2012 № 03­11­06/3/58, от 12.01.2012 № 03­01­15/1­02).

Исключение — торговля алкогольной продукцией (Федеральный закон от 22.11.95 № 171­ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»)

Продавец обязан вместо кассового чека выдать покупателю (клиенту) по его требованию документ (товарный чек, квитанцию и т.п.), подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Такой документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, подп. 45, 46 п. 2 ст. 346.43, п. 2 ст. 346.26 НК РФ, письма Минфина России от 24.04.2015 № 03­01­15/25753, от 20.04.2015 № 03­01­15/22445, от 10.04.2015 № 03­01­15/20479 (письмом ФНС России от 23.04.2015 № ЕД­4­2/7021 доведено до территориальных налоговых органов, а также до сведения налогоплательщиков), № 03­01­15/20476, ­Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 № ­8977/03­04)

Осуществление видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ, в силу специфики деятельности организации либо особенностей ее местонахождения

Письма УФНС России по г. Мос­к­ве от 06.12.2011 № 17­15/117724, Минфина России от 14.12.2010 № 03­01­15/9­257

Осуществление деятельности организациями, находящимися в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа) (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ)

Деятельность осуществляется в отдаленной и труднодоступной местности, которая включена в перечень, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ, п. 9 письма ФНС России от 17.10.2012 № АС­4­2/17581)

Продажа лекарственных препаратов аптечными организациями (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ)

Такие организации находятся в фельдшерских и фельдшерско­акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ)

Продажа лекарственных препаратов обособленными подразделениями медицинских организаций (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско­акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики) (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ)

Указанные организации имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и расположены в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ)

Проверки

Налоговые органы осуществляют проверку организаций и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения законодательства о ККТ. Основания — п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 1 ст. 7 Закона о ККТ, п. 29 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н.

Виды ответственности, предусмотренной за неприменение ККТ и за нарушение порядка ведения кассовых операций в настоящее время, приведены в табл. 2.

Таблица 2. Виды ответственности, предусмотренной за неприменение ККТ и за нарушение порядка ведения кассовых операций

Вид правонарушения

Административная ответственность

Основание

Неприменение ККТ в указанных федеральными законами случаях;

применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением предусмотренного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;

отказ в выдаче в предусмот­ренном федеральным законом случае по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу))

Предупреждение или административный штраф в размере:

— от 3000 руб. до 4000 руб. — для должностных лиц;

— от 30 000 руб. до 40 000 руб. — для юридических лиц

Часть 2 ст. 14.5 ­КоАП РФ

Расчеты наличными деньгами с другими организациями сверх предельного размера;

неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

Административный штраф в размере:

— от 4000 руб. до 5000 руб. — для должностных лиц;

— от 40 000 руб. до 50 000 руб. — для юридических лиц (ответственность, как правило, несет сторона, принимающая платеж, – постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2014 по делу № А82­13709/2013, ФАС Волго­Вятского округа от 30.11.2010 по делу № А28­2959/2010 (Определением РФ от 17.02.2011 № ВАС­793/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ))

Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ

По истечении двух месяцев со дня совершения правонарушений, перечисленных в ч. 2 ст. 14.5, ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, административный штраф не взыскивается (ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, письма УФНС России по г. Москве от 24.06.2011 № 17-14/061289@, от 02.03.2006 № 09-17/16385, от 23.04.2008 № 09-10/039388@).

Регистрация ККТ

Итак, для того чтобы начать работать с ККТ, ее необходимо зарегистрировать. В настоящее время этот вопрос регламентирует приказ Минфина России от 29.06.2012 № 94н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации». В этом документе приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления, а также приведена блок-схема предоставления государственной услуги.

При регистрации в налоговый орган предоставляются следующие документы (п. 25 Административного регламента):

а) заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@ «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники»,

б) паспорт ККТ, подлежащей регистрации территориальным налоговым органом,

в) договор о технической поддержке подлежащей регистрации ККТ, заключенный заявителем с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели ККТ, включая поставку запасных частей, или с центром технического обслуживания (далее — ЦТО), уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели ККТ:

Запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги указаны в п. 31 Административного регламента.

Далее ККТ подлежит осмотру (п. 62—68 Административного регламента), который проводится специалистом территориального налогового органа, ответственным за предоставление государственной услуги, совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО в обязательном присутствии заявителя.

После осмотра осуществляется опломбирование ККТ маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима (далее — фискализация), а также активация накопителя фискальной памяти.

В ходе фискализации специалистом территориального налогового органа, ответственным за предоставление госуслуги (далее — специалист), вводится пароль доступа к содержимому фискальной памяти ККТ. После завершения фискализации происходит ее регистрация и выдача заявителю карточки регистрации контрольно-кассовой техники, а также документов, прилагавшихся к заявлению. Кроме того, специалист заверяет представленный заявителем журнал кассира-операциониста.

При использовании ККТ, как правило, применяются следующие формы документов (письмо ФНС России от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941 «Об определении руководителем форм учетных документов при осуществлении торговых операций с применением ККТ», постановление Госкомстата России от 25.12.98 № 132):

— № КМ-1 — Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины;

— № КМ-2 — Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию;

— № КМ-3 — Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

— № КМ-4 — Журнал кассира-операциониста;

— № КМ-5 — Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;,

— № КМ-6 — Справка-отчет кассира-операциониста;

— № КМ-7 — Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

— № КМ-8 — Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ;

— № КМ-9 — Акт о проверке наличных денежных средств кассы.

Тем не менее, эти формы не являются обязательными и служат в большей степени документами системы внутреннего контроля организации (письмо МНС России от 27.08.99 № ВГ-6-16/685, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу № А65-9904/2013).

При выборе организацией названных форм документов необходимо на каждую кассовую машину завести журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, директора, главного (старшего) бухгалтера организации и печатью организации.

В журнале кассира-операциониста должно быть столько же строк, сколько было снято Z-отчетов.

В начале рабочего дня (смены) кассир-операционист заполняет столбец 6 журнала, в котором приводятся показания денежного счетчика машины на начало дня. Показания счетчика заверяют подписями кассира (столбец 7) и представителя администрации (столбец 8).

Кассовая выручка сверяется с показаниями на контрольной ленте. Для этого следует пробить контрольный чек, то есть снять показания суммирующего счетчика переводом ключа в положение «X». Разница между показаниями контрольного чека в момент проверки и показаниями на начало рабочей смены, которые определяются по записи в книге кассира-операциониста, является выручкой, полученной с применением ККТ в день проверки.

Сумма дневной выручки, полученной с контрольной ленты, и денежного остатка на начало смены, записанного в книге кассира-операциониста, должна соответствовать сумме наличной кассовой выручки.

Столбец 5 (графа «Показания») заполняют только при проверке, перерегистрации ККТ, снятии ККТ с учета или при передаче машины в ремонт.

Эту графу заполняет сотрудник налоговой инспекции или центра технического обслуживания. Графу «Сумма денег, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, руб. коп.» заполняют на основании актов, составленных по форме КМ-3.

В столбце 9 журнала кассир записывает показания денежного счетчика на конец дня. Сумма выручки (графа 10) должна соответствовать разнице между показаниями счетчика на начало и конец дня (смены).

В конце каждого рабочего дня журнал подписывают кассир, старший кассир и представитель администрации, затем кассир-операционист составляет справку-отчет (форма КМ-6) и вместе с ней сдает выручку старшему кассиру.

Заполненный журнал необходимо хранить пять лет.

Важно!

Для ведения кассовых операций торговая организация устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег). Основание — приложение к Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Требования к кассовому чеку

Итак, покупателю (заказчику) в момент оплаты выдается отпечатанный ККТ кассовый чек, который подтверждает факт получения оплаты (п. 1 ст. 5 Закона о ККТ).

На данном кассовом чеке должны содержаться обязательные реквизиты, предусмотренные п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745, в том числе дата и время покупки (подп. «д» п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением).

Указанное на пробитом кассовом чеке время покупки не должно отличаться от реального времени наличных денежных расчетов.

Расхождение между временем, указанным в кассовом чеке, и реальным временем оплаты не должно превышать 5 мин., то есть выдавать покупателю кассовый чек, пробитый заранее, нельзя (постановление ВАС РФ от 11.05.2012 № 45-АД12-4, письма ФНС России от 10.07.2013 № АС-4-2/12406@, Минфина России от 04.07.2013 № 03-01-15/25767, МНС России от 20.07.2000 № ВНК-6-16/549 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г.», Минфина России от 24.05.2013 № 03-01-15/18769).

Сказанное касается и торговли в интернет-магазине (письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-01-15/14052 «О применении ККТ при расчетах за проданные товары в интернет-магазине», от 20.11.2013 № 03-01-15/49854, от 27.09.2013 № 03-01-15/40098, ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23721, от 22.11.2012 № АС-4-2/19621).

Нет продаж — нет ККТ!

При получении наличных денежных средств по операциям, не связанным с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, ККТ не применяется (письма МНС России от 02.11.2004 № 33-0-09/691, от 05.05.2004 № 33-0-11/320). В этом случае в подтверждение приема наличных денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру (п. 5, абз. 5 подп. 5.1 п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, далее — Указание Банка России № 3210-У).

В частности, ККТ не применяется при получении наличных денежных средств:

— в связи с возвратом подотчетных сумм (п. 5 Указания Банка России № 3210-У, письма Минфина России от 30.11.2004 № 03-01-20/2-47, МНС России от 02.11.2004 № 33-0-09/691);

— в качестве благотворительной помощи (письма Минфина России от 30.11.2004 № 03-01-20/2-47, МНС России от 02.11.2004 № 33-0-09/691);

— комитентом от комиссионера за реализованные товары (письмо УФНС России по г. Москве от 14.05.2010 № 17-15/050740, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011 № 15АП-13318/2011 по делу № А53-18650/2011);

— заимодавцем от заемщика при возврате последним суммы займа и процентов за пользование заемными средствами (письма Минфина России от 28.05.2012 № 03-01-15/4-104, от 10.05.2011 № 03-01-15/3-51, п. 7 приложения к письму ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@);

— заемщиком от заимодавца при предоставлении им займа (письмо Минфина России от 28.05.2012 № 03-01-15/4-104);

— в качестве оплаты доли в уставном капитале ООО;

— за реализованные имущественные права (например, продажа доли в уставном капитале ООО, уступка денежного требования (цессия), отчуждение исключительного права) (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 № 07АП-8462/2009 по делу № А27-8424/2009);

— в виде дивидендов (доходов от долевого участия);

— в виде неустойки (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательства (письма Минфина России от 13.07.2005 № 03-01-20/4-130, УФНС России по г. Москве от 08.08.2005 № 22-12/56316);

— организацией от уполномоченного представителя обособленного подразделения (абз. 2 п. 3, подп. 5.3 п. 5 Указания Банка России № 3210-У);

— от покупателей в оплату за заказанный в интернет-магазине товары через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денег на расчетный счет по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией, так как выручка от продажи с официальных сайтов в интернете поступает не в кассу организации, а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств (письма УФНС России по г. Москве от 24.04.2012 № 17-26/037701@, Минфина России от 09.06.2009 № 03-01-15/6-293).

Лимит расчетов по договору

Предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора между юридическими лицами или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (абз. 1 п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», далее — Указание Банка Росии № 3073-У).

Наличные расчеты производятся в пределах указанной суммы при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором как в период действия договора, так и после окончания срока его действия (абз. 2 п. 6 Указания Банка России № 3073-У).

Вышеуказанное ограничение не распространяется на наличные расчеты между организацией и физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя (п. 5 Указания Банка России № 3073-У).

Обратите внимание!

Наличные денежные средства в валюте РФ, поступившие в кассу за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), организация может расходовать только на следующие цели (п. 2 Указания Банка России № 3073-У):

— выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;

— оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

— выдачу наличных денег работникам под отчет;

— возврат за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Следовательно, если ранее оплата была получена в безналичной форме, то произвести возврат наличными деньгами из кассы организации не разрешается.

Производить иные выплаты за счет наличной выручки организация не вправе. Исключительно за счет наличных денег, поступивших в кассу организации с ее банковского счета, осуществляются наличные расчеты в валюте РФ (п. 4 Указания Банка России № 3073-У):

— по договорам аренды недвижимого имущества;

— по выдаче (возврату) займов (процентов по займам);

— по операциям с ценными бумагами.

Особенности бухучета при использования в расчетах банковских карт

При продаже товаров, оплата которых производится покупателями с использованием банковских карт, бухгалтерские записи будут несколько иными, чем при оплате за наличный расчет.

Напомним, что прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товаров, работ, услуг называется эквайрингом (acquiring). Он осуществляется уполномоченным банком-эквайером (acquiring bank) путем установки на предприятиях торговли (услуг) платежных терминалов (POS-терминалов) или импринтеров (п. 2.2.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5).

Основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр операций или электронный журнал.

Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала (п. 2.9 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России 24.12.2004 № 266-П).

Записи в учете при этом будут следующие:

Дебет 57 Кредит счета 90-1

— признана выручка от продажи товаров, оплаченных с использованием банковских карт на основании справки-отчета кассира-операциониста (форма № КМ-6, утверждена постановлением Госкомстата России 25.12.98 № 132);

Дебет 90-2 Кредит 41

— списана фактическая себестоимость проданных товаров;

Дебет 90.3 Кредит 68

— начислен НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, ст. 164, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ);

Дебет 51 Кредит 57

— поступила на расчетный счет оплата товаров за вычетом вознаграждения банка,

Дебет 91-2 Кредит 76 (60) (или сразу 57)

— отражен расход по оплате услуг банка (п. 11 ПБУ 10/99);

Дебет 76 (60) Кредит 57

— отражено удержание вознаграждения банком.

Еще одним «нестандартным» и спорным случаем в применении ККМ является продажа подарочных сертификатов за наличный расчет и последующую продажу товара предъявителям этих сертификатов. Спорным он является потому, что Минфин России в письме от 19.12.2014 № 03-11-11/65746 высказал точку зрения, что реализуемые налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю, подарочные сертификаты являются товарами.

Но данном случае имеет смысл использовать порядок отражения этих операций, основываясь на Определении ВС РФ от 25.12.2014 по делу № 305-КГ14-1498, А40-65470/2013. В этом Определении сказано, что денежные средства, полученные при реализации подарочных сертификатов, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться в будущем (стоит отметить, что аналогичная позиция высказана и в п. 1 письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268, и в письме УФНС России по г. Москве от 17.09.2010 № 17-15-098018).

Напомним, что подарочный сертификат — это документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата (п. 1 письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268, письмо УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 № 17-15/110609).

В случае продажи подарочных сертификатов за наличный расчет организация должна применять ККТ (письма УФНС России по г. Москве от 17.09.2010 № 17-15-098018, от 04.08.2009 № 17-15/080428, п. 2 письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268, постановление Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 № 13854/05 по делу № А40-68563/04-149-181).

На дату продажи товара организация также выдает покупателю кассовый чек на стоимость приобретенного товара, при этом в части стоимости товара, оплачиваемого сертификатом, чек пробивается по отдельной секции ККМ с целью материального учета товаров и защиты прав потребителей (письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2010 № 17-15-098018).

Далее, прием наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером, как правило, на конец рабочего дня (смены) на основании контрольной ленты, изъятой из ККМ, на общую сумму принятых наличных денег (подп. 4.1 п. 4, п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»). К приходному кассовому ордеру прилагается кассовый отчет (справка-отчет кассира-операциониста формы № КМ-6 0(п. 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 № 104)).

В учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 50 Кредит 62, субсчет 2 «Авансы полученные»

— получены наличные денежные средства за подарочный сертификат (п. 3, 12 ПБУ 9/99, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ);

Дебет 76, субсчет «НДС с полученной предоплаты» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

— исчислен НДС с суммы полученной предоплаты (по ставке 18/118 %) (абз. 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164, подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). При реализации товаров за наличный расчет организациями розничной торговли требования, установленные п. 3, 4 ст. 168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы, при этом НДС в указанных документах не выделяется (п. 7 ст. 168 НК РФ).

Далее, при продаже товара с оплатой сертификатом, записи в учете делают проводки:

Дебет 62-1 Кредит 90-1

— признана выручка от продажи товара (абз. 2 п. 3, п. 5, 6.1, 12 ПБУ 9/99, п. 1 ст. 248, п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ);

Дебет 62-2 Кредит 62-1

— произведен зачет суммы предоплаты в счет оплаты товара в размере стоимости сертификата.

При необходимости можно сделать такие записи:

Дебет 50 Кредит 62-1

— получена доплата неличными денежными средствами;

Дебет 90-2 Кредит 41

— списана фактическая себестоимость товара, учет которого ведется по покупной стоимости (п. 9, 16, 19 ПБУ 10/99, п. 1, абз. 1, 6 подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

— начислен НДС со стоимости реализации (абз. 1, 6 п. 1 ст. 154, абз. 3 п. 1 ст. 105.3, п. 14 ст. 167 НК РФ);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76, субсчет «НДС с полученной предоплаты»

— НДС, исчисленный с полученной предоплаты, принят к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

ОТ РЕДАКЦИИ

ФНС России: Поправки упростят порядок применения ККТ

Когда номер уже верстался, поступила информация о том, что Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)» поступил на утверждение в Совет Федерации (16 июня 2016 г.)

Напомним, что законопроект № 968690-6, разработанный Минфином России, был внесен правительством в Госдуму в январе этого года. Первое чтение состоялось в конце февраля, второе и третье — 10 и 14 июня соответственно. В ходе подготовки текста документа ко второму чтению в него были внесены многочисленные поправки, в результате чего объем документа увеличился с 70 до 120 страниц.

Как пояснил Андрей Бударин, и.о. начальника Управления оперативного контроля ФНС России, внесенные в законопроект поправки можно условно разделить на четыре блока.

Первый блок включает нормы, сформулированные в процессе согласования законопроекта с министерствами, ведомствами и деловым сообществом, которые позволят упростить порядок применения ККТ, делая понятным весь цикл ее использования. К этому блоку относятся следующие поправки:

— определен полный перечень требований к ККТ и фискальным накопителям;

— детально прописан порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ;

— конкретизированы порядок и условия применения ККТ;

— сформулирован порядок получения разрешения на обработку фискальных данных и дан полный перечень требований к оператору фискальных данных;

— детально прописан порядок ведения реестра ККТ и реестра фискальных накопителей.

Эти поправки оградят участников рынка от произвольного установления уполномоченными органами исполнительной власти обременяющих требований и условий.

Кроме того, с учетом ранее принятых решений распространена обязанность использования новой ККТ плательщиками ЕНВД с 1 июля 2018 г.

Второй блок поправок оградит пользователей от приобретения и использования подделок — техники, которая, имея определенные сходства с ККТ, таковой являться не будет. На это направлено новое положение об экспертизе ККТ и технических средств оператора фискальных данных.

Заключение экспертизы относительно модели ККТ будет подтверждать ее подлинность, а также экспертиза позволит подтвердить, что технические средства оператора фискальных данных соответствуют предъявленным законопроектом требованиям.

Третий блок поправок направлен на реализацию принципов справедливости и соразмерности наказания:

— размер административного штрафа для оператора фискальных данных дифференцирован в зависимости от нарушений законодательства о ККТ;

— предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности при добровольном сообщении в налоговый орган лицом о неприменении им ККТ и при исполнении впоследствии такой обязанности.

Кроме того, предусмотрен так называемый упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен без составления протокола об административном правонарушении при согласии лица с событием вменяемого административного правонарушения.

Четвертый блок поправок направлен на оптимизацию расходов пользователей ККТ:

— учтены предложения Банка России в части отказа от применения ККТ в банкоматах кредитных организаций;

— по предложениям интернет-сообщества отменена обязанность пользователей ККТ печати кассового чека при осуществлении расчетов в интернете.

1 Принят Госдумой 14 июня 2016 г. на основании законопроекта № 968690-6, история рассмотрения — http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=968690-6.