1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 292

Учет для малого бизнеса стал еще проще

Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н внесены изменения в четыре стандарта бухгалтерского учета. Поправки касаются компаний, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Подробности — в нашем комментарии.

Для кого поблажки

Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета дает определенным категориям организаций п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». К ним отнесены субъекты малого предпринимательства, некоммерческие компании и организации — участники проекта «Сколково».

Признаки субъектов малого предпринимательства прописаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Напомним их:

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 800 млн руб. (постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702);

  • учредители организаций должны отвечать определенным требованиям в части доли участия.

К субъектам малого предпринимательства отнесены и микропредприятия со средней численностью работников до 15 человек и выручкой, не превышающей 120 млн руб.

Новые послабления

Комментируемый приказ внес изменения в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Поправки действуют с 20 июня 2016 г. Посмотрим, в чем заключаются новшества.

Учет МПЗ

По общему правилу, которое ранее применяли и организации на бухгалтерской «упрощенке», стоимость МПЗ формируется из суммы по договору с поставщиком, стоимости информационных и консультационных услуг, таможенных пошлин, невозмещаемых налогов, вознаграждения посредникам, затрат по заготовке и доставке, включая расходы по страхованию, процентов по кредитам и иных непосредственно связанных с покупкой МПЗ расходов. При этом стоимость МПЗ включается в состав расходов по мере их передачи в производство (п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Новый п. 13.1 ПБУ 5/01 позволяет организациям, применяющим упрощенный бухучет, оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика, а иные затраты, непосредственно связанные с их покупкой, единовременно в полной сумме списывать на расходы в том периоде, в котором они были понесены.

При этом п. 13.2 ПБУ 5/01 предусматривает особый порядок для микропредприятий. Такие компании могут признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Правила для микропредприятий могут использовать и другие компании на упрощенном бухучете, но при одном условии: характер деятельности такой организации не должен предполагать наличие существенных остатков МПЗ. Ими считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухотчетности.

Кроме того, всем компания на упрощенном бухучете дано право единовременно списывать расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд.

И еще одно нововведение: организации, применяющие упрощенные способы ведения бухучета, могут больше не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Это теперь предусмотрено в п. 25 ПБУ 5/01.

Учет основных средств

Упрощен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств и начисления амортизации.

Напомним, что по общему правилу в первоначальной стоимости объектов учитываются суммы, уплачиваемые по договорам поставки, а также стоимость доставки объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, суммы, предусмотренные договором строительного подряда, расходы на информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и таможенные сборы, невозмещаемые налоги, государственная пошлина, вознаграждения посредникам и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств (п. 8 ПБУ 6/01). Амортизация по основным средствам начисляется ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01).

Согласно новому п. 8.1 ПБУ 6/01 льготная категория организаций получила право определять первоначальную стоимость объектов, приобретенных за плату, по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене), а при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств. Все остальные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Что касается амортизации, то компании теперь могут начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией. При этом стоимость производственного и хозяйственного инвентаря списывается на расходы единовременно при его принятии к бухгалтерскому учету. Соответствующие изменения внесены в п. 19 ПБУ 6/01.

Нематериальные активы и расходы на НИОКР

В общем порядке срок списания расходов на НИОКР установлен в п. 11 ПБУ 17/02. Он определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов НИОКР, в течение которого компания может получать экономические выгоды, но не более пяти лет. При этом указанный срок не может превышать срок деятельности компании. Раньше такой порядок применяли и компании, имеющие право на упрощенный бухучет.

Теперь согласно изменениям, внесенным в п. 14 ПБУ 17/02, организации на упрощенном бухучете могут списывать затраты на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Аналогичный порядок предусмотрен и для признания расходов на приобретение или создание нематериальных активов (п. 3.1 ПБУ 14/2007), стоимость которых ранее погашалась путем начисления амортизации (п. 23 ПБУ 14/2007).