1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Лучше всего с коррупцией борются телекоммуникационные компании

Самые высокие показатели борьбы с коррупцией демонстрируют компании телекоммуникационного сектора, отмечается в первом выпуске «Индекса противодействия коррупции», подготовленном консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers. Наиболее слабые результаты показывают предприятия автомобильной отрасли.

Соблюдение требований антикоррупционного законодательства приобретает все большее значение в России и за рубежом. Результаты проведенного PwC исследования показывают, в какой степени предпринятые крупнейшими российскими компаниями действия отвечают этим требованиям. Для целей исследования эксперты провели сравнение общедоступной информации по российским компаниям, относящейся к сфере соблюдения антикоррупционного законодательства, с передовой мировой практикой в данной области.

В среднем крупнейшие российские компании достигли показателя Anti-bribery and corruption index (ABCI) на уровне 63%, несмотря на то что в России сравнительно недавно были приняты и введены в действие нормативные акты, направленные на решительную борьбу со взяточничеством и коррупцией.

«Российское правительство активно поддерживает распространение требований антикоррупционного законодательства, — считает руководитель отдела независимых финансовых расследований фирмы PwC в России Джереми Оутен. — За период с 2008 г. вступили в действие многочисленные законодательные акты, направленные против коррупции, в том числе ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ „О противодействии коррупции“, предусматривающая антикоррупционные меры, которые должны применяться российскими организациями. Появление этой законодательной инициативы, очевидно, коррелирует с уровнем нормативно-правового регулирования в российских государственных компаниях, например, в топливно-энергетическом секторе, где индекс ABCI составляет 70% (для сравнения: в компаниях частного сектора индекс ABCI равен 52%). Текущий средний индекс ABCI по всем государственным компаниям, вошедшим в нашу выборку, составляет 67%».

Самый же высокий показатель ABCI среди российских предприятий имеют компании телекоммуникационного сектора (76%). Причем результаты телекоммуникационных компаний были бы еще выше, если бы не появившиеся в последнее время в СМИ материалы, свидетельствующие о причастности некоторых фирм к коррупционным скандалам.

Экспертов PwC не удивил высокий индекс ABCI в телекоммуникационном секторе, так как большинство компаний этого сегмента экономики, включенных в выборку, котируются на российских и зарубежных биржах. По результатам проведенного анализа публичные компании опережают непубличные по всем параметрам, за исключением наличия негативного освещения в СМИ в связи с коррупционными делами. Это связано с более строгим регулированием, действующим в отношении предприятий, зарегистрированных на биржах, и повышенным вниманием к ним со стороны СМИ в случае каких-либо негативных событий.

А вот автомобильные компании показали низкий результат по ABCI, набрав всего лишь 51% и заняв последнее место по общеотраслевому показателю.

«Автомобильные компании, включенные в нашу выборку, представляют собой очень разнородную группу: среди них есть не только сборочные производства, но и автодилеры, — подчеркивает Д. Оутен. — Помимо этого, структура собственности компаний данной группы отличается (в выборку попали как российские организации, так и дочерние общества международных корпораций). Неудивительно, что показатели ABCI в группе автомобильных компаний очень сильно различаются. Например, у публичных компаний показатель ABCI равен 57%, тогда как показатель ABCI непубличных компаний (в основном к ним относятся российские автодилеры) составляет всего лишь 37%».

Одним из практических путей совершенствования системы обеспечения соответствия требованиям антикоррупционного законодательства является проведение проверки благонадежности предприятий, которые взаимодействуют или хотят взаимодействовать с компанией, в частности, поставщиков, заказчиков, агентов и дистрибьюторов.