ФАС России предлагает пересмотреть составы правонарушений, ограничивающие конкуренцию и размеры штрафов

| статьи | печать

Федеральная антимонопольная служба России предлагает пересмотреть размеры штрафов для хозяйствующих субъектов за участие в различных соглашениях, ограничивающих конкуренцию. А именно изложить ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за нарушение законодательства о конкуренции, в новой редакции. Законопроект с соответствующими изменениями в Кодекс разработан и опубликован ФАС России на портале ОРВ.

Действующей редакцией ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности. Однако различные виды антиконкурентных соглашений отличаются по степени их общественной опасности. В связи с этим ФАС России предлагает расширить состав административных правонарушений, предусмотренных вышеуказанной статьей, и дифференцировать административную ответственность за них.

Сейчас эта статья содержит шесть составов административных правонарушений, связанных с нарушением конкуренции на товарном рынке.

ФАС России предлагает в новой редакции статьи закрепить в два раза больше составов правонарушений. Сейчас часть первая действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ предусматривает одинаковую ответственность за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию, участие в таком соглашении, осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. В новой редакции статьи, предложенной службой, в части первой статьи останутся только два состава: участие хозяйствующего субъекта в картельном соглашении, а равно и заключение такого соглашения. При этом ответственность за эти правонарушения повысится, в частности, для должностных лиц. Если сейчас нижняя планка штрафа составляет 20 000 руб., то ее хотят удвоить. Что касается такой меры, как дисквалификация, то у нее появится минимальный срок — от одного года. Максимальные размеры штрафов при этом будут сохранены. Для юридических лиц минимальный размер штрафа за данные правонарушения также будет увеличен в пять раз, с 0,01 до 0,05 размера выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 руб.

В новую редакцию статьи будут включены новые части, устанавливающие новые составы правонарушений и ответственность за них, в частности:

заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения на торгах, а равно участие в нем, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 0,1 до 0,5 начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 руб.;

заключение хозяйствующим субъектом «вертикального» соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ (такие соглашения, согласно закону о конкуренции, предусматривают, например, обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца), а равно участие в нем, повлечет административный штраф для должностных лиц от 15 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; для юридических лиц — от 0,01 до 0,05 размера суммы выручки правонарушителя, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 руб. При этом если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), сумма штрафа составит от 0,002 до 0,02 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 000 руб.

Заключение хозяйствующими субъектами любых других соглашений, не допускающихся антимонопольным законодательством РФ, а равно участие в них, обойдется юридическим лицам в штраф в размере от 0,01 до 0,05 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 руб.

Часть 2 действующей редакции ст. 14.32 КоАП РФ устанавливает ответственность за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. ФАС России предлагает также повысить нижний порог суммы штрафа для должностных лиц с 20 000 до 40 000 руб. за данное правонарушение.

Ответственность за административные правонарушения, связанные с заключением антиконкурентных соглашений и совершением не допускающихся антимонопольным законодательством согласованных действий федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами субъектов РФ и органами местного самоуправления останется на прежнем уровне.

Таким образом, ФАС России предлагает разграничить ответственность за заключение различных видов антиконкурентных соглашений, а равно и за участие в них.