Порядок прекращения трудового договора с директором могут обязать определять в уставе

| статьи | печать

Группа депутатов предлагает внести поправки в Трудовой кодекс РФ, обязав организации устанавливать порядок прекращения трудового договора с руководителем в учредительных документах юридического лица.

На рассмотрение Госдумы поступил законопроект № 908156-6 «О внесении изменения в статью 278 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — проект). Этот проект разработан в целях уточнения порядка прекращения трудового договора с директором организации.

Действующая редакция п. 2 ст. 278 «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации» ТК РФ предусматривает, что прекращение трудового договора с директором организации возможно в том числе в связи с принятием уполномоченным субъектом (органом юридического лица, собственником имущества организации и т. д.) соответствующего решения. В отношении же руководителей унитарных предприятий данное решение принимается собственником в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». Однако указанным документом урегулирован лишь порядок увольнения руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, и он не распространяется на руководителей государственных унитарных предприятий субъектов РФ и муниципальных унитарных предприятий.

Разработчики проекта, проанализировав имеющуюся практику, пришли к выводу, что решение об увольнении руководителей государственных или муниципальных учреждений зачастую принимается полномочным субъектом произвольно, без учета интересов организации, а в некоторых случаях — исходя из корыстных интересов ответственных лиц. Оспаривание же таких увольнений в судебном порядке сводится к тому, что суд проверяет, соблюдена ли собственником имущества или уполномоченным им органом процедура расторжения трудового договора. Обоснованность же такого расторжения судом не исследуется.

Отметим, что Конституционный суд РФ, рассматривая соответствие норм ст. 278 ТК РФ Конституции РФ, еще в 2005 г. пришел к таким выводам. В своем постановлении от 15.03.2005 № 3-П КС РФ указал, что при рассмотрении в судах споров об увольнении руководителя организации в большинстве случаев учитывается только буквальное соблюдение собственником имущества организации или уполномоченным им лицом процедуры расторжения трудового договора. Однако, по мнению суда, право собственника организации досрочно прекратить трудовой договор с ее руководителем без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой для принятия такого решения. При увольнении руководителей у уполномоченных лиц нет права действовать произвольно, не принимая во внимание законные интересы организации. При этом руководитель государственного или муниципального предприятия не должен быть лишен возможности судебной защиты от возможного произвола в случае своего увольнения.

Тем не менее ни существующая практика рассмотрения дел, связанных с увольнениями руководителей юридических лиц, ни позиция Конституционного суда РФ до сих пор сложившуюся ситуацию не изменили.

Для предотвращения таких необоснованных решений, принимаемых уполномоченными субъектами, и предлагается п. 2 ст. 278 ТК РФ изложить в новой редакции. При этом изменения коснутся не только государственных и муниципальных учреждений, но и всех остальных юридических лиц.

В частности, предусматривается, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным субъектом решения о прекращении трудового договора должно приниматься в порядке, установленном:

  • в отношении руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений — Правительством РФ;

  • в отношении руководителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъекта РФ — уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;

  • в отношении руководителей муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений — органом местного самоуправления;

  • в отношении руководителей других организаций — учредительными документами организации.

Если проект будет принят, то большинству компаний придется закреплять в уставе порядок прекращения трудового договора с руководителем в случае принятия решения об этом уполномоченным органом юридического лица.