Пилюли-пустышки могут замещать сильнодействующие препараты

| статьи | печать

Лечить зубы без боли, возможно, скоро смогут и люди, испытывающие непереносимость от лидокаина. Учёные надеются, что использование плацебо в обезболивании может помочь самой тяжёлой категории больных, страдающих от лекарственной аллергии.

Учёные из Мичиганского университета опубликовали результаты своего эксперимента над 14 добровольцами с зубной болью. Страдальцам ввели в мышцы челюсти болезненную инъекцию солевого раствора, сообщив при этом, что это обезболивающий укол. А реакции мозга испытуемых на процесс записали на томографе. Результат, показанный машиной после эксперимента, выявил, что нейроны всех участников эксперимента стали вырабатывать эндорфины — так называемые гормоны счастья. Эти вещества блокируют болевые рецепторы и снижают боль. Учёные считают, что за плацебо большое будущее в области неврологии, психиатрии, а также в анестезиологии, особенно для пациентов-аллергиков.

Плацебо положительно действует примерно на 35% больных людей. К такому выводу пришёл американский анестезиолог Генри Бичер, собрав данные за несколько лет. Генри Бичер давно рассматривал эффект плацебо в своих лекциях и исследованиях. И часто приводил пример времён Второй мировой войны, рассказывая, как однажды солдату с тяжёлыми ранениями провели операцию, не имея под руками никаких обезболивателей. Врач в качестве анестезии ввёл солдату обычную солёную воду. В итоге тот спокойно перенёс операцию и вскоре вообще полностью восстановил своё здоровье. Хирурги до изобретения анестезии часто рассказывали об историях, когда пациенты спокойно переносили под псевдонаркозом разрезание мышц, сухожилий, связок, полостные операции, операции по удалению зубов без всякой боли.

В 1890 г. один из врачей вводил своей пациентке вместо морфия (обезболивающего) обычную воду (физраствор), и пациентка выздоровела. Но когда она узнала о том, что врач так её обманул, подала на него в суд, который впоследствии выиграла. С тех пор вся общественность и особенно фармацевты прекрасно осведомлены об этом эффекте.

Плацебо — пустышка, пустое лекарство, которое не обладает никаким действием, например сахарные шарики. И эти пилюли-пустышки порой оказываются эффективнее обезболивающих, антидепрессантов и даже анестезии при операции.

Но только при одном условии — человек, принимающий этот препарат, не должен знать о том, что препарат пустой.

Изучением плацебо-эффекта медики занимаются уже более 50 лет. До последнего времени считалось, что таблетки из сахара и мела действуют лишь благодаря силе внушения врача и безоговорочной вере пациента, что он получает волшебную таблетку. Самыми восприимчивыми к лекарствам-пустышкам оказались люди с расстройствами психики. Психиатр Ариф Хан из Сиэтла установил, что действие плацебо было сравнимо с действием лекарств в 52% случаев при лечении депрессий средней тяжести. А 15% пациентов, страдающих неврозами, после приёма плацебо чувствовали себя лучше, чем после приёма антидепрессантов и нейролептиков. Это вполне объяснимо тем, что плацебо, естественно, не имеет побочных действий в виде сонливости или головной боли.

Чем дольше учёные изучали плацебо-эффект, тем больше возникало сомнений, что это всего лишь своеобразный метод психотерапии. За ним обязательно должны стоять какие-то физиологические механизмы.

Изучение именно физиологического эффекта плацебо провели английские врачи Мермен и Джонас в группе добровольцев из числа пациентов, страдающих артрозом. Части из них была проведена операция на коленном суставе — артроскопия, а другим сделали лишь поверхностный кожный разрез, не затрагивая суставную сумку. Через две недели у пациентов из обеих групп примерно одинаково уменьшились боли и улучшилась подвижность сустава. Причём артрозные боли стали возвращаться к большинству пациентов, перенёсших настоящую операцию, через два года, а лечебный эффект операции-пустышки сохранился дольше.

При приёме плацебо у страдающих болезнью Паркинсона людей иногда вырабатывается больше вещества дофамина (при паркинсонизме его выработка нарушается), чем при приёме неврологических препаратов. К такому заключению пришёл невролог из Тихоокеанского центра по изучению болезни Паркинсона Джон Стессл, заметив при этом, что если в своих назначениях он приплюсовывал плацебо к настоящему препарату, лечебный эффект становился на 15% выше.

Учёные предполагают, что эффект от плацебо-операции может быть выше, чем от плацебо-таблетки благодаря тому, что чисто психологически перед операцией человек сильнее мобилизуется и готовит свой организм к врачебному вмешательству и серьёзнее настраивается на выздоровление.

Голландские психологи даже нашли объяснение усиление эффекта плацебо в зависимости от цвета таблетки. В одном из исследований 56 добровольцев получили плацебо из мела с сахаром, окрашенные в голубой и розовый цвета. Из пациентов, проглотивших голубые пилюли, почувствовали сонливость 72%, а из тех, кто пил розовые, — всего 37%. Учёные выявили, что красные, жёлтые и оранжевые таблетки пациентами лучше воспринимаются в качестве стимулирующих, повышающих давление средств, голубые и зелёные — как успокаивающие, снижающие давление и антиаритмические. Таблетки-пустышки со сладким вкусом действуют на больных эффективнее, чем безвкусные.

Есть наблюдения, что для эффективности плацебо-эффекта имеет значение размер пилюли. На пустышки крупного размера пациенты реагируют более ощутимо, чем на мелкие. Плацебо в цветных ярких капсулах оказывают больший эффект, чем невзрачные беленькие таблеточки. А две или три «порции» плацебо эффективнее, чем одна. Чем необычнее форма таблетки-плацебо — прямоугольная, ромбообразная, в форме сердечка, тем выше доверие пациента этому средству, по сравнению со «скучными» аптечными кругляшками.

Многие врачи объясняют такой сильный эффект плацебо вечной мечтой человека о волшебной пилюле от всех болезней.