1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 288

Невротики имеют больше шансов стать гениями

Учёные из Королевского колледжа Лондона обнародовали результаты исследований мозга, которые показали, что существуют нейронные цепи, отвечающие за навязчивые мысли. Этим исследователи ещё раз подтвердили теорию, доказывающую, что невротики часто очень талантливы.

Впрочем, теория о талантливости появилась после. Поначалу возникла версия о неадекватном страхе. Дело в том, что «тревожная кнопка» в миндалине (эмоциональном центре мозга) запускает неадекватную реакцию страха после того, как в медиальной префронтальной коре головного мозга рождается мнимая угроза. Теперь специалисты уверены: активность в медиальной префронтальной коре связана не только со страхом, но и с творчеством. Невротики постоянно испытывают ряд негативных эмоций и чувств, включая тревогу, страх, беспокойство, зависть, ревность, отчаяние и одиночество. Считается, что мозг невротиков чувствительнее к угрозам, чем мозг других людей. По словам учёных, тревога невротиков связана с богатым воображением. В пример специалисты приводят Винсента Ван Гога, Исаака Ньютона и Вуди Аллена.

Ранее учёные определили множество черт личности, среди которых пять могут быть представлены в виде иерархии. В иерархической модели личности «Большая пятёрка» сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Впервые пятифакторная модель была получена в ряде исследований, выполненных в 1960-е гг. (Borgatta, 1964; Norman, 1963; Tupes & Christal, 1961).

Невротизм — одна из пяти основных черт личности. Учёные говорят о том, что невротизм — это скорее черта характера, в той или иной степени присущая всем нормальным и психически здоровым людям. Люди с высокой степенью невротичности часто более критичны к себе и к своей работе, чем те, у кого этот показатель ниже. Это свойство позволяет им работать лучше других, и потому они способны проявить себя в сферах контроля качества, где необходимо критическое мышление и умение давать критическую оценку. Люди с высоким показателем невротизма могут отрезвляюще воздействовать на коллег, указывая на недостатки принимаемого совместно решения. Люди с низкой степенью невротизма редко испытывают отрицательные эмоции и не столь критичны и пессимистичны, как их высоконевротичные коллеги.

Согласно исследованиям Фрейда, причинами невротизма можно считать подавление естественных влечений, которые могут принести удовольствие, — секса и агрессии. Ограничение таких желаний происходит вследствие воспитания, социального осуждения. Такое подавление приносит дискомфорт даже при внешнем благополучии и становится причиной развития невротизма. Внутренние переживания выходят на первый план, человек ощущает себя несчастным и усложняет жизнь окружающим.

По мнению Адлера, причиной невротизма является подавление не только биологических, но и социальных потребностей. К последним можно отнести желание доминировать, которое проявляется ещё в раннем возрасте и по мере взросления наталкивается на всё большие препятствия. Ощущение собственной слабости перетекает в комплекс неполноценности Адлера, что крайне болезненно воспринимается амбициозными людьми, желающими лидировать и доминировать. Человек становится ранимым и агрессивным, не может противостоять неудачам и унижает других. Эти причины ведут к постоянному внутреннему дисбалансу.

Ограничение общественными условностями — причина невротизма, по мнению Перлза. Подавление желаний изнутри и как следствие общественного навязывания проявляется в эмоциональном перенапряжении, которое приводит к эмоциональному взрыву, нарушая психическую стабильность, разрушая личность и социальную жизнь человека. Тревожность, беспокойство и неуверенность свойственны большинству людей в стрессовой ситуации. А это и есть невротизм, или, как это звучит несколько иначе, нейротизм.

Психологи признают, что причинами повышенного невротизма является неудовлетворение потребностей. Помимо базовых биологических нужд, учитываются ещё и социальные. Одной из таковых является потребность доминирования — люди нуждаются в успехе, во власти, в превосходстве. Эти желания иногда не могут быть удовлетворены. Например, маленький ребёнок зачастую чувствует себя беспомощным и беззащитным по сравнению со взрослыми людьми, и в будущем это ощущение может закрепиться. Тогда и взрослый человек продолжает испытывать беспомощность и беспокойство. Отсюда возникает комплекс неполноценности, появляется чувство вины, и уровень нейротизма повышается. Поначалу на такие проявления люди просто не обращают внимания. Однако если вовремя не предпринять мер, состояние человека становится более тяжёлым, и качество жизни ухудшается. По мнению учёных, любое из пяти свойств личности необходимо использовать для улучшения качества жизни.

В Университете Конкордии и Монреальском неврологическом институте доказали, что занятия музыкой в детстве позволяют усилить нейронные связи в мозге. Занятия следует начинать до того, как ребёнку исполнится семь лет. Тогда сканирование мозга и покажет все изменения, которые будут заметны в двигательной зоне мозга. Это ещё не означает, что ребёнок вырастет в гениального музыканта. Однако эффект можно сравнить с пользой для мозга, наблюдаемой в нём после изучения второго языка.

Учёные протестировали 36 человек , 50% из которых в детстве начали заниматься музыкой раньше семи лет, а остальные — позже. Испытуемые проходили тест на двигательные способности. По завершении задачи учёные просканировали мозг испытуемых. В целом же обе группы потратили одинаковое время на занятия. Их также сравнивали с людьми, не занимавшимися музыкой. Людей просили аудиовизуально воспроизвести ритм. Группа, занимавшаяся музыкой с малых лет, делала меньше всего ошибок с точки зрения времени и точности. Даже через два дня одинаковых тренировок эта группа обошла вторую.

Получалось, занятия музыкой усиливают нормальное развитие связей между моторной и сенсорной зонами мозга, создавая основу, на которую потом опирается процесс обучения. По этой причине сканирование не выявило отличий в мозге людей, начавших занятия после семи лет, и людей, вообще не занимавшихся музыкой.