Китайская валютная головоломка

| статьи | печать

В четверг, 13 августа, курс юаня по отношению к доллару США был понижен еще на 1,11% и установлен на уровне 6,4010 юаня за доллар. Девальвируя свою валюту третий день подряд, китайские власти надеются стимулировать падающий экспорт.

Национальный банк Китая третий день подряд девальвирует национальную валюту — юань. Курс юаня впервые был понижен на 1,9% во вторник, 11 августа. Хотя национальный банк назвал это действие «разовой акцией», уже в среду курс опустился еще на 1,6%. А в четверг, 13 августа, курс юаня опустился до рекордного уровня более чем за 20 лет. Аналитики полагают, что ослабление курса юаня призвано содействовать оживлению китайского экспорта, который в июле обвалился на 8,3% в годовом исчислении.

Долгосрочные результаты девальвации трудно предсказуемы. Девальвация означает фактическое снижение заработков работников, однако перед Китаем стоит насущная задача стимулировать внутреннее потребление.

Первые итоги китайской девальвации таковы: падение цен на сырьевые товары, крупнейшим потребителем которых является Китай; падение курсов акций компаний, для которых КНР является важным рынком сбыта, — например, немецких автомобилестроительных концернов и компании Apple, активно работавшей в последнее время именно с китайскими покупателями.

Все чаще звучат предостережения о том, что действия Китая могут стать началом нового этапа «валютных войн». Об этом агентству Bloomberg сразу после первой девальвации говорил Стивен Роуч, бывший директор инвестбанка MorganStanley по Азии. В среду, 12 августа, об этом заговорили и другие эксперты — когда подешевели валюты Южной Кореи, Малайзии и Индонезии. Однако DW обращает внимание на то, что теорию «валютной войны» разделяют далеко не все: «Специалисты обращают внимание на то, что одновременно с девальвацией юаня Народный банк КНР изменил и методику расчета официального курса валюты. Если раньше банк определял его автономно, на основании своих расчетов, то теперь в формировании официального курса будет учитываться и курс закрытия на валютных торгах предыдущего дня». По мнению немецкой станции, власти КНР прислушались к критике со стороны ведущих международных финансовых организаций, много лет призывавших Китай усилить роль рыночных принципов при формировании обменного курса валюты. «Нынешняя девальвация — это не просто обесценивание валюты, это часть усилий Пекина по введению юаня в число мировых резервных валют», — цитирует DW бывший ведущий экономист американской управляющей компании Pimco Пол Маккалли.

МВФ в целом приветствовал действия финансовых властей Китая. А вот Министерство финансов США выступило с предупреждением о нежелательности отхода Китая от рыночных принципов формирования валютного курса, отметив, правда, что еще не готово классифицировать девальвацию как подобный отход.

Есть много успокаивающих заявлений. К примеру, председатель правления немецкого концерна Siemens Джо Кезер призвал не впадать в панику. «В долгосрочной перспективе оснований для беспокойства нет, — заявил он в среду в интервью телеканалу CNBC. — Китай по-прежнему растет по 5—7% в год, и о таких темпах в Европе мы можем только мечтать».