Впереди замедление спада, затем долгая стагнация

| статьи | печать

Снижение российского ВВП в нынешнем году составит порядка 3,4—3,7%, считают экономисты Международного валютного фонда (МВФ) и эксперты, опрошенные Высшей школой экономики (ВШЭ). В следующем году нас ожидает близкий к нулю рост (0,2—0,3%), а в среднесрочной перспективе — весьма скромные темпы увеличения валового продукта, около 1,5—2%.

Aналитики МВФ прогнозируют, что в 2015 г. наша страна будет пребывать в состоянии спада вследствие резкого падения цен на нефть и экономических санкций. Они предполагают снижение ВВП на 3,4% в результате уменьшения внутреннего спроса под влиянием падения реальной заработной платы, повышения стоимости капитала и ослабления доверия всех участников экономической жизни.

Внешнеэкономическое положение будет оставаться сложным из-за уменьшения возможностей использования заемных средств по причине ограниченного доступа на западные рынки капитала.

Среди немногих «светлых пятен» прогноза МВФ — снижение инфляции, вызванное угасанием последствий падения курса рубля, ограничениями на индексацию заработной платы в бюджетном секторе и экономическим спадом.

Экономический рост в России должен, по оценкам специалистов Фонда, возобновиться в 2016 г., в то время как инфляция будет продолжать снижаться. Однако вряд ли подъем будет сильным, поскольку потребуется время на устранение факторов, сдерживающих потенциальные темпы роста.

В среднесрочной перспективе прогнозисты МВФ ожидают рост на уровне 1,5% в год. Основным риском они считают гео­политическую напряженность и связанные с ней экономические санкции.

Кризис будет затухать

Немногим отличается от предположений экономистов МВФ ежеквартальный консенсус-прогноз, который подготовили ученые Центра развития ВШЭ на основе опроса профессиональных прогнозистов. В нем приняли участие 23 эксперта из России и других стран (The Boston Consulting Group, Capital Economics, ЦМАКП, ЭЭГ, Economist Intelligence Unit, HSBC Bank, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, ИЭП им. Гайдара, JPMorgan, ЛУКОЙЛ, Morgan Stanley, Raiffeisen Bank и др.).

Консенсус-прогноз ВВП на 2015 г. остался почти неизменным (–3,7% вместо –3,6% кварталом ранее). По сравнению с предыдущим опросом экспертные оценки изменились незначительно, что и неудивительно: ни геополитическая ситуация, ни конъюнктура нефтяных рынков в этот период не испытывали резких шоков.

Что касается соглашения с Ираном, которое, возможно, повлекло за собой некоторое снижение цен на нефть и соответствующее ослабление рубля, то в своем большинстве эксперты или не успели внести сколько-нибудь значимые изменения в свои прогнозы, или вообще пока не сочли это необходимым.

На 2016 г. консенсус-прогноз оказался чуть более пессимистическим, чем майские перспективы (0,3% вместо 0,9% в конце весны ). При этом 35% экспертов прогнозируют продолжение рецессии в следующем году (три месяца назад на такую возможность указывали 22% аналитиков). Так что сценарий быстрого «выздоровления» российской экономики сейчас явно не слишком популярен.

Вместе с тем прогноз на 2015 г., лишь ненамного отличаясь от оценок экономической динамики, данных МЭР за 1-е полугодие (–3,4%), заметно выше, чем темпы спада, наблюдавшиеся в апреле — июне (–4,8% к соответствующему периоду прошлого года).

Это означает, что за оставшиеся два квартала текущего года эксперты ожидают не углубления кризиса, а, скорее, постепенного его затухания.

Долгосрочные же прогнозы роста ВВП также мало отличаются от перспектив, озвученных аналитиками МВФ, и по-прежнему едва превышают 2% в год.

Бюджетные средства придется экономить

Эксперты МВФ положительно оценили меры, принятые экономическим блоком Правительства РФ для стабилизации экономики с учетом стресса, вызванного низкими ценами на нефть и санкциями.

Сейчас целесообразно придерживаться налогово-бюджетной политики, нацеленной на стимулирование экономической активности, принимая во внимание циклические условия и имеющиеся бюджетные возможности.

В среднесрочной же перспективе специалисты Фонда советуют перейти к постепенному ужесточению налогово-бюджетной политики с целью адаптации к низким ценам на нефть и восстановления буферных резервов.

Они приветствовали намерение официальных органов пересмотреть действующее бюджетное правило, чтобы контрольный уровень цен на нефть лучше отражал ситуацию на рынках.

Экономисты МВФ подчеркнули необходимость таких бюджетных мер, как реформа пенсий, сокращение энергетических субсидий и повышение целевой направленности социальных трансфертов.

Кроме того, аналитики Фонда по традиции призвали руководство страны ускорить структурные реформы. Они отметили приоритетность дальнейших мер, направленных на укрепление системы управления и прав собственности.

На необходимость ужесточения налогово-бюджетной политики в будущем также обращают внимание ученые ЦР «Вышки». Ведь наиболее уязвимым местом консенсус-прогноза, по их оценке, является предположение о возврате нефтяных цен на траекторию роста в среднесрочном периоде.

«Хотя такого варианта исключать нельзя, он не является единственно возможным и скрывает наиболее значимые риски, — подчеркивает руководитель ЦР Наталья Акиндинова. — В одном случае эти риски связаны с сохранением цен на нефть на текущих низких уровнях. Здесь речь в первую очередь идет об известных бюджетных проблемах и о переходе к затяжной рецессии, в результате постепенной и медленной адаптации бюджетной системы, внутренних доходов и спроса».

Другой негативный сценарий, по мнению г-жи Акиндиновой, связан с повышенной волатильностью, когда цены, а вместе с ними и курс рубля, будут постоянно колебаться. Волатильность в большей степени будет препятствовать восстановлению экономической активнос­ти. Как показывает практика, предприниматели могут приспособиться, как к крепкому, так и к слабому курсу, но плохо реагируют на его непредсказуемые изменения.