Производительность растет, а прибыль падает

| статьи | печать

Уровень производительности труда в российских компаниях за последние годы повысился, показывает исследование консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers.Значение выручки на одного сотрудника составило в прошлом году 13 480 000 руб. по сравнению с 11 835 000 руб. в 2013 г. Вместе с тем на фоне замедления темпов роста отечественной экономики показатель прибыли на одного сотрудника сократился на 22%.

Большинство участников опроса отметили прирост среднего вознаграждения наряду с увеличением размера социального пакета, что может объясняться стремлением компаний поддержать сотрудников в связи с ростом потребительской инфляции и девальвацией рубля.

Учитывая опыт предыдущего кризиса, предприятия стали более осторожно подходить к вопросу сокращения численности персонала. Сотрудники также стали менее охотно покидать компанию по собственной инициативе, о чем свидетельствует снижение коэффициента увольнений по инициативе сотрудника — с 17,4% в 2013 г. до 11,6% в 2014 г.

Потребности большей части компаний в найме новых сотрудников в прошлом году по сравнению с 2013 г. существенно сократились: доля нанятых на рынке труда сотрудников снизилась на 23%.

Предприятия стали менее активно использовать собственную базу трудовых ресурсов: коэффициент назначения сотрудников сократился почти у 70% участников опроса.

Подбор персонала стал обходиться компаниям дороже. Стои­мость подбора одного сотрудника выросла с 8,938 до 12,245 руб. У большинства предприятий это стало результатом избыточной численности внут­ренней службы подбора, что подтверждается снижением количества вакансий на одного рекрутера (в среднем в два раза).

Кроме того, компании стали более тщательно подходить к процессу найма сотрудников и отбору кандидатов, что привело к снижению скорости закрытия вакансий и, соответственно, к увеличению стоимости найма.

Более половины опрошенных отметили, что в их компаниях увеличилось количество часов обучения на одного сотрудника (на 41%), при этом в части компаний также повысилась доля сотрудников, охваченных обучением.

Подавляющая часть участников опроса (85%) существенно увеличили количество часов обучения собственными силами, в результате чего доля внешних провайдеров в структуре обучения понизилась. За счет использования такого подхода компании сократили расходы на обучение в расчете на одного сотрудника по сравнению с 2013 г. на 40%.

Эксперты PwC отмечают, что в компаниях увеличился коэффициент отсутствия на работе, что говорит о росте неудовлетворенности персонала условия­ми труда. В среднем на каждого сотрудника компаний, которые отметили данную тенденцию в 2014 г., пришлось почти два дополнительных дня незапланированного отсутствия на работе.

«Результаты исследования еще раз продемонстрировали, что в текущей экономической ситуации вопросы, связанные с управлением персоналом, стоят особенно остро, так как именно сотрудники являются движущей силой развития бизнеса и стратегическим ресурсом организации», — считает руководитель практики по предоставлению консультационных услуг в сфере управления персоналом PwC в России Алла Романчук.