Учиться или переучиваться?

| статьи | печать

Глобальный финансовый кризис, потрясший мировую экономику, поставил под сомнение «абсолютную ценность» МВА-образования. В короткие сроки возникло противоположное направление — антиMBA, как правило, не имеющее прямого отношения к традиционному курсу и постепенно завоёвывающее популярность…

*****

Элон Маск, один из наиболее успешных и авторитетных предпринимателей современности, недавно сделал примечательное заявление: «По возможности избегайте нанимать выпускников MBA-школ. На MBA-программах людей не учат создавать компании. Мы нанимаем сотрудников, не смотря на то, что у них есть диплом MBA, а не благодаря ему». Он считает, что выпускники бизнес-школ недостаточно креативны и плохо адаптируются к быстро меняющемуся современному рынку.

Всё более распространено мнение, что именно выпускники-финансисты с дипломами МВА довели глобальную экономику до коллапса. Принимая решения, они руководствуются данными о финансах и доходности, но плохо учитывают запросы потребителя, следовательно, не могут эффективно организовать создание инновационных продуктов под конкретные потребности рынка (здесь и далее «Ведомости», 10 июня 2015 г. и http://so-l.ru/news/show/v_mire_i_v_rossii_v_modu_vhodit_obrazovanie_anti).

Информация к размышлению

По данным Graduate Management Admission Council (GMAС) — международной некоммерческой организации для популяризации бизнес-образования, наборы в 748 бизнес-школах в 314 университетах мира сокращались с 2008 по 2013 гг., и только у 65% двухлетних программ MBA в 2014 г. набор начал снова расти. В России, по оценкам Begin Group — частной российской компании, работающей на образовательном рынке, в 2009 г. количество слушателей MBA уменьшилось вдвое и с тех пор существенно не увеличилось.

*****

В мире и в России в моду входит образование «антиМВА» как альтернатива разочаровавшему общественность МВА-образованию, основанному на академических дисциплинах и классической теории. И дело не только в том, что работодатели зачастую не хотят доплачивать за степень MBA, опыт ценится больше, чем престижные корочки. В российских топовых бизнес-школах, как и в западных, людей по-прежнему готовят в бизнес-администраторы широкого профиля, но не дают им конкретных идей, которые сразу можно использовать в быстро меняющихся ситуациях.

Первая школа антиMBA Carey Business School была открыта в 2010 г. при Университете Джонса Хопкинса. В программу включены курсы «Управленческие решения» и «Люди и рынки». На втором году обучения, в отличие от традиционных MBA-блоков по стратегии, финансам и маркетингу, студенты выбирают один из четырёх блоков — «Здоровье», «Энергетика», «Биология» или «Окружающая среда».

Ведущие бизнес-школы России также разрабатывают образовательные программы, альтернативные МВА. Григорий Аветов, гендиректор бизнес-школы «Синергия» и автор антиMBA-программы, уверен, что предпринимателям надо давать конкретные знания: от регистрации компании до условий её развития и брендирования своего продукта. А вот знания из англосаксонских учебников на российском рынке, как правило, неприменимы (см. рисунок, http://bizmaker-kz.livejournal.com/2078.html).


Ещё одну концепцию российского антиMBА cоздал Дмитрий Репин, гендиректор Digital October, бывший преподаватель Высшей школы экономики и «Сколково». Взамен общих знаний в области менеджмента, неактуальных в современных высокотехнологичных компаниях, предлагаются новые профессии и специализированные курсы в сфере высоких технологий.

В их числе две короткие и узкоспециализированные программы: по обучению обработке больших данных в компьютерных сетях и «Продюсер онлайн-курсов». Цель: привить так называемое продуктовое мышление, то есть умение разбираться в технологиях и понимать, какой именно продукт сегодня нужен конкретному потребителю.

В МГУ имени М.В. Ломоносова с 2014 г. действует программа «Предпринимательство и инновационное развитие», в рекламных целях ранее позиционировавшая себя как антиМВА. По словам Ирины Коростылёвой, директора программ дополнительного образования кафедры экономики и инноваций экономического факультета МГУ, «помимо фундаментальных знаний в области предпринимательства, мы концентрируемся на конкретных навыках и новых подходах к бизнесу в условиях современной экономики» (выделено мной. — В.Т.).

Показательно мнение тех, кто обучался по этой программе. Екатерина Купчей: «Полученные знания помогли открыть стартап — небольшой интернет-магазин». Предприниматель Константин Власов: «После обучения эффективно перестроил управление своей фирмой по продаже противогазов».

*****

Исторический опыт, однако, свидетельствует: не следует впадать в крайности и превращать последствия естественных противоречий экономического развития, в том числе смену требований в бизнес-образовании, в разрушающие друг друга противоположности.

Информация к размышлению

1. Юрий Белонощенко, соучредитель «Бэби-клуба» и бывший гендиректор управляющей компании «Уралсиб», в 2014 г. закончил курс Executive MBA в бизнес-школе «Сколково», затем обучался на программе «Продюсер онлайн-курсов» в Digital October.

Его мнение: «MBA — это отраслевой стандарт, своего рода общий кандидатский минимум, расширяющий кругозор, формирующий представление о работе других бизнесов. Специализированная программа Digital Осtober позволила углубить экспертизу в узкой сфере онлайн-образования, дала конкретные инструменты для работы над новым проектом».

2. Светлана Пашкевич, директор ЕMBA и MBA-программ в «Сколково»: «Всегда будут люди, которые захотят научиться мыслить стратегически, знать основы финансового управления и развивать в себе лидерские качества».

Образно говоря, основной побудительный мотив всех действий МВА-менеджератак надо: хорошо учиться, получить бизнес-степень (это модно и востребовано), найти хорошую работу и сделать карьеру, добиться, чтобы его ценили.

Основная причина его действий антиМВА-менеджера, встающего не по будильнику, — это интересно или неинтересно. И лишь затем — это важно или не важно. Он живёт, как считает нужным, работает, как ему нравится, имеет деньги иногда меньшие, чем МВА, а иногда много большие. Без трепета относится к установленным правилам общественной игры. Причём, кроме главенствующей движущей силы его действий — интереса, ему тоже важно, чтобы его ценили.

Иными словами, МВА-менеджер на любое «Зачем?» отвечает: «Так надо!», автоматически редуцируя вложенные в него знания. АнтиМВА-менеджер на любое «Так надо!» отвечает: «Зачем?», созидая и потому сомневаясь. При этом их очевидная противоположность не исключает взаимного внимания, ибо каждый из них живёт так, как не умеет другой (http://bizmaker-kz.livejournal.com/2078.html).

*****

Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково», в одном из интервью также подчёркивает, что «в мире сейчас четко обозначился кризис бизнес-образования. Например, Стивен Шварцман, глава инвестиционной компании Blackstone Group говорит, что больше не считает, что каждый сотрудник должен иметь МВА, и видит ряд более нужных качеств, которые бы хотел видеть: лидерство, новаторство».

Он обращает внимание, что во многих странах MBA до сих пор воспринимается как образование для наемных работников, сотрудников компаний, не собственников. Однако в сколковской программе Executive МВА до 60% группы — собственники (среднемировой показатель 5—10%). В группах «и чиновники, и менеджеры, мы актуализируем тему внутреннего предпринимательства. Эта идея состоит в том, что даже если вы наемный работник или чиновник, то вы должны вести себя как собственник с точки зрения отношения к компании, к бренду и доходам» («Slon.ru», 10 июля 2015 г.).

*****

Сторонники радикальной точки зрения утверждают, что многие концепции, которым учат на МВА и других бизнес-курсах, являются заблуждениями и стереотипами. Конкретика антиМВА в немалой степени опирается на положения теории ограничений (Theory of Constraints, или TOC) Элияху Голдратта. Согласно разработанной им теории, у каждой компании всегда есть критический фактор, наиболее ограничивающий её развитие (по аналогии с цепью, у которой всегда есть наиболее слабое звено) (http://www.arbconsulting.ru/about/blog/iso/2011/08/30/iso_108.html).

Решение, в обязательном порядке учитывающее и преодолевающее именно такое ограничение, приводит к росту результатов. «Типовое» улучшение деятельности, направленное не на ограничение, к росту результативности бизнеса не приводит. Точно так же, как укрепление звена цепи, не являющегося самым слабым, не приводит к укреплению всей цепи.

Чужой опыт, новомодные общие рекомендации срабатывают плохо, поскольку не направлены на преодоление данного конкретного ограничения.

*****

В книге Джона Медина «Правила мозга» показано, что практически все виды живых существ, появлявшиеся в процессе эволюции, исчезали, не выдержав глобальных изменений (в частности, климата, природных катастроф).

Информация к размышлению

Нельзя не согласиться с автором: стремление приспособиться к существующим условиям оказалось ошибочным. Но предки человека пошли другим путём — выбрали приспособление не к условиям, а к изменениям, и стали доминирующим видом.

Подобная стратегия выживания сопровождалась и сопровождается непрерывным накоплением и обменом всё более растущими объёмами информации, формированием общедоступной пользовательской базы знаний — то есть процессами, особенно активными в настоящее время (http://www.arbconsulting.ru/about/blog/iso/2014/07/30/Sotrudnichestvo.html).

Добавим, адаптация к переменам наиболее эффективна, когда стабильность не разрушается «до основания», что характерно для революционных потрясений, а эволюционно трансформируется. Тем самым достигается искомый подвижный баланс между «наследуемым» позитивным прошлым опытом и вновь приобретённым «меняющимся» (приобретаемым).

Информация к размышлению

Китай и США подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере. В результате Китай обретает равную дистанцию и от США, и от России, которые не могут считать Пекин своим эксклюзивным партнёром, а, напротив, вынуждены конкурировать за партнёрство с Китаем («Российская газета», 15 июня 2015 г.).

Демонстрируя умелость и гибкость в стремлении к оптимальному соотношению между национальными политическими и экономическими интересами, Китай показывает миру, что «не придерживается однобоких решений» (там же).

Примечателен комментарий: не столько Россия повернулась к Востоку, сколько Китай повернулся к Западу, а также ко всем остальным сторонам света («Ведомости», 6 июля 2015 г.).

В то же время устойчивый и долговременный характер приобретает конфронтация России с США, нарастает отчуждение между нашей страной и европейскими «партнёрами». Но это тема отдельного разговора…

*****

Таким образом, нужно не отрицать, а изучать и применять исторический опыт прошлого и успешный опыт современников, чутко улавливать зарождающиеся тренды и предстоящие изменения, чтобы не доводить естественные противоречия роста до антагонизма противоположностей и обеспечивать поступательное цивилизационное развитие.

Однако, судя по сегодняшним результатам, нам предстоит «учиться, учиться и ещё раз учиться»…

Что касается новаций в бизнес-образовании, важно «не выплеснуть с водой ребёнка». Подтверждённые эффективной практикой, курсы МВА и антиMBA фактически дополняют друг друга. Следовательно, их надо не противопоставлять, а совместно использовать, сочетая и гармонизируя как фундаментальные подходы, так и быстро меняющиеся в реальном времени требования.

Иначе действия поспешные, непродуманные, в угоду конъюнктуре доведут до беды — и черные лебеди прилетят непременно…