Расходы на создание уютного офиса — повод для претензий налоговиков

| статьи | печать

Большую часть времени мы проводим на работе. Поэтому вполне естественно желание человека трудится в комфортных условиях. Это понимают и многие работодатели и пытаются создать для своих работников благоприятную атмосферу на рабочем месте. Например, приобретают комнатные растения и аквариумы. Однако такая забота о сотрудниках может обернуться для компании боком. Мы расскажем, на что бухгалтеру следует обратить внимание.

Минфин категоричен

В главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ есть положение, позволяющее учесть расходы на обеспечение нормальных условий труда работников. Это подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Казалось бы, затраты на покупку комнатных растений и аквариумов вполне подходят под названную норму Кодекса, и компании ничто не мешает отразить рассматриваемые расходы при расчете налога на прибыль.

Но специалисты финансового ведомства считают, что такие расходы нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Так, в письме Минфина России от 25.05.2007 № 03-03-06/1/311 был рассмотрен вопрос о правомерности учета при расчете налога на прибыль расходов на приобретение подставок и горшков для комнатных растений. Приведем логику рассуждений финансистов.

По общему правилу для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, а под документально подтвержденными расходами — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Такие правила установлены в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Таким образом, одним из основных критериев для принятия расходов при расчете налога на прибыль является их направленность на получение дохода. Исходя из этого, специалисты Минфина России пришли к выводу, что приобретенные подставки и горшки для комнатных растений предназначены для оформления интерьера в офисе и не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности организации. Следовательно, такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, как не соответствующие основным критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Спорьте и выигрывайте

Арбитражная практика по рассматриваемому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Приведем несколько примеров.

Компания приобрела комнатные растения, подставки и горшки для них, а также картины в рамках. Всю стоимость покупки организация единовременно списала на расходы на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, как прочие расходы, связанные с производством и реализацией и произведенные для обеспечения нормальных условий труда работников.

В ходе проверки налоговики исключили эти расходы из расчета налоговой базы по прибыли. Аргумент — приобретенные компанией товары предназначены для оформления интерьера офиса и не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности организации. Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд.

Арбитры встали на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 № А40-4193/08-143-18). Они указали следующее.

Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками своих трудовых обязанностей (ст. 163 ТК РФ). К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Кроме того, на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников (ст. 223 ТК РФ).

Требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда содержатся в следующих документах:

  • СанПиН 2.2.2/24. 1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы», утвержденных постановлением Минздрава России и главного государственного санитарного врача от 03.06.2003 № 118;
  • СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2003 № 107.

В этих документах сказано, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения, комнаты для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки и т. д. Приобретая спорные предметы, компания исполнила возложенные на нее законом обязанности, связанные с обеспечением нормальных условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников. Поэтому суд признал, что произведенные расходы непосредственно связаны с деятельностью организации, направленной на получение дохода. Следовательно, они правомерно учтены на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

А вот в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2008 № А45-10220/07-49/89 арбитры, принимая решение в пользу компании, учли вот какой момент. Организация приобретала комнатные растения и средства по уходу за ними для помещений, оборудованных компьютерной и оргтехникой. Растения повышали влажность в помещениях и, следовательно, способствовали созданию нормальных условий труда.

И еще один пример — постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 № А40-95142/10-13-451. В нем арбитры признали правомерным учет в составе расходов по подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходов на приобретение и обслуживания аквариума, установленного в холле офисного помещения. Судьи указали следующее. Работникам, чей труд связан с использованием компьютеров, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендует проводить психологическую разгрузку в течение дня. Компания предоставила документы, подтверждающие тот факт, что после установления аквариума влажность воздуха в офисе повысилась, а это благотворно повлияло на здоровье работников. Поэтому расходы на установку и эксплуатацию аквариума правомерно учтены для целей налогообложения прибыли.