1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 317

Бюджетно-налоговые новации повысили «любопытство» муниципальных служащих

Действующие с начала года изменения в бюджетном и налоговом законодательстве по-прежнему вызывают вопросы у непосредственных исполнителей нововведений — муниципальных служащих, ответственных за финансовую деятельность органов местного самоуправления.

Настоящая публикация стала результатом оживленной переписки редакции с читателями после статьи в «ЭЖ» под заголовком «Информации о трудностях нет, так как нет еще практики» (2015, № 18).

Жалоб нет, но вопросы есть

В самом деле, никто не пожаловался на возникшие трудности правоприменения, но большинство наших собеседников просили уточнить вопросы, касающиеся:

  • определения налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
  • мер межбюджетного регулирования.

Вопросы в части налога на имущество физических лиц, являющегося на 100% местным налогом, остающимся в полном объеме на взимаемой территории, возникли при буквальном прочтении названия Федерального закона от 04.10.2014 № ­284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 час­ти первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ „О налогах на имущество физичес­ких лиц“».

Спешим успокоить читателей с мест, что действие признанного утратившим силу закона продолжается в части:

  • перечня категорий льготных налогоплательщиков («ЭЖ», 2014, № 40);
  • начисления налоговой ставки по инвентаризационной стои­мости объекта налогообложения (см. таблицу).

По-прежнему правом установления налоговой ставки по налогу на имущество физичес­ких лиц обладают представительные органы муниципальных образований. Никто на это право не посягал. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе налоговая ставка устанавливается городскими законами.

В случаях, когда ставки не установлены органами местного самоуправления и государственной властью городов федерального значения, налоговые ставки на таких территориях считаются установленными в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом.

По-прежнему до истечения предельного срока для установления кадастровой стоимос­ти объектов налогообложения налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости согласно расчетам, применяемым сейчас по Закону РФ «О налогах на имущество физических лиц» (от 09.01.91 № 2003-1). Такой порядок будет существовать до 1 января 2020 г. Только через 4,5 года налоговая база будет определяться исключительно по кадастровой стоимости объекта налогообложения. К этому сроку органы государственной влас­ти субъектов РФ должны завершить работу по кадастровой оценке всех объектов капитального строительства на своей территории и утвердить результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Таким образом, актуальными для региональных и муниципальных властей остаются вопросы формирования и наполнения государственного кадастра недвижимости, а также определения кадастровой стоимос­ти объектов недвижимости для определения налогооблагаемой базы.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  • кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогооб­ложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
  • вида объекта налогообложения;
  • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения (к примеру, в ОЭЗ — особой экономической зоне, ТОР — территории опережающего социально-экономического развития, ­ЗАТО — закрытом административно-территориальном образовании).

Источником наших утверждений служит до­кумен­т под названием «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуп­равления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях». Он размещен на официальном сайте Минфина России и доступен «неог­раниченному кругу лиц» в разделе «Деятельность».

Межбюджетное регулирование важнее налогооблагаемой базы

Новации в межбюджетном регулировании — результат корректировки бюджетного законодательства по закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (от 29.11.2014 № 383-ФЗ). Они касаются главным образом перераспределения доходных источников между разными уровнями бюджетов и порядка межбюджетных трансфертов.

1. Уточнена редакция п. 3.1, введенного в ст. 58 Бюджетного кодекса в конце 2012 г. Эта норма обязывает субъекты РФ установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла с целью зачисления в местные бюджеты не менее 10% этого налогового дохода. Размеры нормативов отчислений устанавливаются в зависимости от протяженности автомобильных дорог, находящихся в сфере ответственности муниципальных образований. Могут учитываться и виды покрытий дорожного полотна, что определяется законом субъекта Федерации.

2. Согласно ст. 139.1 БК РФ существует ограничение в 10% от общего объема межбюджетного трансферта местным бюджетам из регионального бюджета при предоставлении муниципалитетам иных межбюджетных трансфертов, в том числе дотаций. Теперь это ограничение может быть превышено в отдельных случаях. Закон не уточняет, в каких именно. В Минфине полагают, что иные межбюджетные трансферты возможны для наукоградов, ­ЗАТО и других локальных территорий.

3. Уточнен перечень форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов. Отныне это:

  • дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченнос­ти поселений;
  • дотации из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов;
  • субвенции из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных ст. 133 «Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета» и ст. 140 «Субвенция местным бюджетам из бюджета субъекта РФ»;
  • субсидии, перечисляемые из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением);
  • иные межбюджетные трансферты.

4. С двукратного до 1,3-кратного размера снижен средний уровень налоговых доходов местных бюджетов в расчете на одного жителя, используемый для определения размера субсидии из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ («отрицательного трансферта»). Одновременно расширены основания для взыскания субъектом Федерации «отрицательных трансфертов» в случае невыполнения органом местного самоуправления решения о местном бюджете в части перечисления таких субсидий в региональный бюджет.

О значении межбюджетных трансфертов для финансового самочувствия муниципалитетов не знает разве что человек, лишенный слуха и зрения одновременно. Согласно официальным данным Минфина России объем межбюджетных трансфертов в структуре собственных доходов составляет 44,9%. Но это, как говорится, в среднем по палате — на все почти 23 000 муниципальных образований. К тому же подсчет муниципальных доходов ведется по общей сумме, а не по группам муниципальных образований. Если считать собственные доходы местных бюджетов на душу населения, то согласно экспертным оценкам получится, что абсолютное большинство муниципальных образований едва ли не на 100% зависит от бюджетных подачек из федерального и регионального бюджетов — от межбюджетных трансфертов. При этом объем собственных доходов российских муниципалитетов, по данным Минфина России, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. уменьшился на 5,6%, а расходы возросли на 3,9%.

Определение налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения на 01.03.2013, умноженная на коэффициент-дефлятор

Ставка налога

До 300 000 руб. включительно

До 0,1% включительно

С 300 000 до 500 000 руб. включительно

С 0,1 до 0,3% включительно

Свыше 500 000 руб.

С 0,3 до 2% включительно

ИСТОЧНИК: Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» (от 09.01.91 № 2000-1)