Новая сцена Театра Вахтангова имеет интерактивную колонну и декоративную ржавчину

| статьи | печать

В Москве скоро появится ещё одна театральная площадка — Новая сцена Вахтанговского, отреставрированная за 17 лет. Общая сумма средств, затраченных на реализацию проекта, — 923 млн руб. Знаменитый Малый зал театра вместит в себя 250 человек.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова расположен в самом центре Москвы. Театр работает в здании на Арбате с 1921 г. Имя своего основателя и руководителя Евгения Вахтангова театр носит с 1926 г. Главная сцена театра с 2008 г. планомерно реконструируется. Капитальный ремонт зрительного зала был проведён в 2011 г.

Сегодня можно сказать, что театр обладает одной из самых лучших сцен в России. Зал рассчитан на 1055 мест для зрителей. Плавный подъём, а также продуманная геометрия позволяют зрителю прекрасно наблюдать за действием с любой точки в зрительном зале. На первом этаже — просторное фойе и удобный, комфортабельный гардероб. Сам зрительный зал обрамлён амфитеатром и бельэтажем.

Популярный столичный театр получит с запуском Новой сцены шесть с половиной тысяч квадратных метров вместо двух с половиной, заложенных изначально. В своё время Пётр Фоменко для своего спектакля «Без вины виноватые» превратил зрительский буфет в Малую сцену. Но она тогда могла предоставить всего 65 мест. Ещё в 2003 г. Михаил Александрович Ульянов — художественный руководитель театра с согласия Министерства культуры и Росимущества заключил инвестиционный контракт, где говорилось, что Театр Вахтангова передаёт под застройку земельный участок, который принадлежит государству, и два здания общей площадью 2500 квадратных метров. Контракт был заключён с частной инвестиционной компанией, которая взяла на себя обязательства спроектировать и построить многофункциональный комплекс, включая Новую сцену. Реконструкция должна была идти четыре года. В 2008-м у инвестора возникли сложности. Поменялось законодательство. Проект перестал соответствовать правилам застройки исторического центра. Попытки изменить первоначальные планы ничего не принесли, и вскоре строительство приостановили.

И только за пять последних лет театр при поддержке нового стратегического инвестора довёл дело до конца. «Конечно, за это он получает бесценные апартаменты на Арбате, — говорит директор театра Кирилл Крок. — Но Театр Вахтангова к ним никакого отношения не имеет. Мы получаем только Новую сцену. И, заметьте, построена она без бюджетных средств, без единого государственного рубля. А новое поколение вахтанговцев получит дополнительные возможности реализовать себя на Новой сцене. Но только их площадкой, их территорией она не будет. Это единый комплекс, с общими инженерными системами и творческими силами. Новая сцена должна разгрузить основную и работать с ней параллельно».

В новом корпусе расположен зал-трансформер, который можно изменять и приспосабливать в зависимости от задумки режиссёра. Новый многофункциональный комплекс включает в себя складские помещения для декораций и реквизита, театральные мастерские, помещения для подсобных работ. Общая площадь помещений театра, которые будут введены в эксплуатацию, составляет 6200 квадратных метров.

По архитектурной стилистике новый корпус является продолжением основного корпуса. Кроме помещений, которые будут использоваться театром, инвестор получил во владение многофункциональный торгово-деловой комплекс. На четырёх этажах комплекса расположились торговая зона, отличный ресторан и фастфуд. Ещё четыре этажа, с пятого по восьмой, заняты номерами современного апарт-отеля, оснащённого по последнему слову гостиничного бизнеса.

В новом здании находится самый большой в центре Москвы столярный цех полного цикла. Помещение уже заставлено станками. Рядом — прачечная и химчистка с профессиональными машинами. Здесь же ванна — большая, ёмкая.

Есть и чудо-манекен, на котором мятая постиранная рубашка от простого нажатия на кнопку мгновенно — от пара — становится выглаженной.

Ещё три этажа здания, расположенных внизу, отданы под арт-кафе и фитнес — бесплатный для сотрудников.

В дизайне Новой сцены современные решения соседствуют с классикой. Классическая мебель окажется в окружении состаренных стен под тёмный бетон с декоративной патиной. А терракотовый цвет, который преобладает на основной сцене, авторы концепции решили передать через ржавчину — будут ржавые двери, ржавые шахты лифта, ржавые панели с надписями и цитатами театральных деятелей, от классиков до современников. «Есть ряд трудностей, которые мы должны преодолеть, чтобы воплотить всё в жизнь, — считает главный художник театра Максим Обрезков. — Но в целом должно получиться необычное театральное пространство».

Из современных придумок — интерактивная колонна, которая свяжет все три этажа и будет работать как информационный блок и выдвижной зрительный зал, или бличер. В собранном виде он напоминает стену и почти не занимает места. Механизм запускают с пульта — и за считанные минуты выезжает десять рядов. Их расположение может быть любым, не только традиционным. Из модульных станков можно собрать, например, каре или ринг, то есть расположить зрителей с четырёх сторон от сценической площадки.

Дизайнерские решения блэкбокса не коснулись. Он должен быть предельно аскетичным. «В зрительской зоне — в основном тёмные тона, поэтому сначала была идея сделать зал как активное ярко-рыжее пятно, яркий апельсин, — поясняет художник. — Но потом, посоветовавшись, решили остановиться на чёрном цвете, чтобы зал оставался нейтральным. Здесь удивлять не будем ничем, кроме спектаклей».

Зрители смогут подойти, поводить руками по сенсорным экранам — и узнать подробнее об актёрах, режиссёрах и спектаклях Театра Вахтангова, в том числе о будущих премьерах. Но это ещё не всё — художники решили добавить фотографии, напечатанные на стекле, и пустить по стенам светящиеся витрины. Они должны опоясывать каждый этаж и «иллюстрировать» репертуар в выставочном формате.

Художественный руководитель и главный режиссёр театра Римас Туманас готовит к переезду часть спектаклей текущего репертуара и планирует новые постановки. «Очень важно, что откроет Новую сцену одна из великих актрис нашего времени, примадонна Театра Вахтангова Юлия Константиновна Борисова, — говорит режиссёр. — А также Василий Лановой, Владимир Симонов и многие другие вахтанговцы. Мы планируем творческие проекты наших друзей. Думаю, в открытии сцены примет участие «гость» — мой Малый Вильнюсский театр. На сегодняшний день у нас уже готовятся четыре новых спектакля. Антон Яковлев приступил к репетициям по «Подростку» Достоевского. Пьесу Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» репетирует Владимир Иванов, в главной роли — Юлия Борисова. Анжелика Холина будет возобновлять свой «Берег женщин», с которым театр сейчас поедет в Германию, а кроме того, будет делать пластический спектакль «Дом Бернарды Альбы». И у меня есть задумки к сентябрю поставить спектакль. Открыть Новую сцену мы хотим неделей премьер, то есть каждые два дня — новый спектакль Театра Вахтангова».