1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 270

Никита Михалков будет готовить режиссёров круглогодично всего за 400 000 с человека

На сайте Департамента кинематографии Министерства культуры появилось сообщение о том, что ведомство предложило выделить 8 млн руб. на организацию мастер-классов Никиты Михалкова в сентябре-ноябре 2015 г.

Это станет самым дорогим в списке мероприятий, которые Департамент готов просубсидировать. На втором месте — 6 млн руб. на Открытый российский кинофестиваль кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске. Открытый фестиваль документального кино «Россия» в Екатеринбурге «потянет» на 5 млн руб.

Для сравнения, на премию в области операторского искусства «Белый квадрат» в Москве ведомство предлагает выделить до 1,5 млн руб., на национальную кинематографическую премию «Ника» за 2014 г. — до 3 млн руб., а на Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве — до 1 млн руб. Заявки на бюджетные субсидии принимаются до 13 апреля.

Никита Михалков, являющийся главой Союза кинематографистов РФ, ещё в прошлом году официально объявил о создании своей собственной кинематографической Академии, которая должна будет начать свою работу в сентябре 2015 г.

«Успех Летней Академии меня полностью убедил в необходимости создания годичной Академии», — рассказал журналистам накануне начала третьей Летней сессии режиссёр.

По его словам, в Академии будут учиться сценаристы, режиссёры и актёры, которые уже получили ранее высшее образование. Ректором Академии станет Борис Любимов, который является главой Высшего театрального училища им. Щепкина.

«Я надеюсь, что уже в следующем году наша Академия откроется, — предположил Н. Михалков. — Мы уже изыскали определённые денежные субсидии, чтобы стартовать. Предполагается, что первыми выпускниками станут 50 человек, вероятно, со временем данная цифра достигнет 80 человек. Но на поток пока что мы это ставить не собираемся. Если за один месяц удаётся достичь столь высоких результатов, то я думаю, что за один год они во много раз увеличатся». При этом Михалков отметил, что обучение не будет проводиться в аудиториях. Это будут чайные с дачной атмосферой, в них будут проводиться репетиции, мастер-классы, работа с камерой, будет звучать русская литература. После завершения обучения студенты поставят спектакли, с которыми затем отправятся на гастроли.

В прошлом году в Академии прошли обучение 40 человек из 14 стран мира — от Великобритании до Казахстана. Студенты (актёры, операторы, режиссёры и впервые — хореографы) весь июль посещали лекции мастеров российского кинематографа. В расписании значились мастер-классы Константина Райкина, Валентина Гафта, Сергея Гармаша, Сергея Соловьёва, Владимира Хотиненко и ведущих педагогов отечественных театральных и кинематографических вузов.

Обучение в Летней академии было бесплатным, что определило большой конкурс — 20 человек на место. Итогом месячных занятий стали несколько короткометражных игровых фильмов и «пластический киноспектакль».

Воодушевлённый успехом режиссёр теперь намерен расширить формат своей школы и в новом учебном году открыть постоянную киноакадемию, рассчитанную на год учёбы. Обучение здесь будет стоить уже 400 000 руб., зато выпускникам обещают трудоустройство. При этом Летняя академия будет продолжать работать на прежних условиях.

Никита Михалков предполагает, что его академия более всего полезна начинающим актёрам. «Хороший артист от плохого и среднего отличается количеством штампов, — говорит Михалков. — И если у хорошего артиста сто штампов, у выдающегося — полторы тысячи, у плохого только два. Актёр — как корабль, который загоняют в док, чтобы очистить от ракушек. Ему необходимо регулярно очищаться от привычного и накатанного в работе». Разработать новые приёмы актёрам режиссёр предложил при помощи упражнений, основу которых он почерпнул в методах Станиславского, Чехова, Вахтангова и многих других прославленных мастеров...

О построении образа Никита Сергеевич рассказал, процитировав Михаила Чехова: «Каждый творческий акт начинается с атмосферы». Режиссёр пояснил, что одна и та же сцена, сыгранная на закате совсем не будет похожа на ту, что разыграют на рассвете. Атмосферу, в свою очередь, определяет и энергия, которая исходит от актёра. Энергию передают не столько словом, сколько взглядом и «психологическим жестом». При этом «психологический жест» не всегда предполагает физическое движение.

Некоторые упражнения, которые показывал сам Никита Сергеевич, напоминали настоящий ритуал, а он сам был похож на шамана, который вводит людей то ли в транс, то ли в гипноз. Третьим элементом, о котором по традициям русской актёрской школы, необходимо помнить, — это биологическая память образа. «Актёр должен заставить зрителя поверить в реальность происходящего», — объяснял Никита Сергеевич, демонстрируя свои собственные уникальные актёрские «приспособления».

Вся атмосфера мастер-класса Мастера помогла студентам убедиться в неоспоримых на взгляд режиссёра истинах — концентрация энергии, включение психологического жеста и биологическая память — это три столпа, на которых стоит мастерство актёра.