Власть поможет бизнесу сэкономить на представлении документов

| статьи | печать

21 апреля 2015 г. опубликован очередной закон, который призван помочь бизнесу экономить время и деньги. Закон подготовлен с целью реализации дорожной карты (плана) «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» (утв. распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 № 953-р). Одним из разделов плана предусмотрено, в частности, введение запрета требовать копии учредительных документов от юридических лиц при взаимодействии бизнеса с органами государственной власти и органами местного самоуправления для сокращения организационных и финансовых затрат бизнеса (административных издержек).

Федеральный закон от 20.04.2015 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций» (далее — Закон № 102-ФЗ) направлен на уменьшение объема административных издержек бизнеса. Под такими издержками в контексте упомянутой дорожной карты и Закона № 102-ФЗ понимаются такие затраты бизнеса, которые связаны с обеспечением требований закона по представлению в органы государственной власти до­кумен­тов, содержащих информацию о компании. Речь идет не только о финансах (хотя и о них, безусловно, тоже), но и о затратах на сбор, обработку, хранение и представление до­кумен­тов и сведений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, которые несут компании и индивидуальные предприниматели.

Новый закон продолжает сокращать перечень пред­ставляемых до­кумен­тов

Закон № 102-ФЗ вносит изменения в ряд федеральных законов, которые содержат требования о представлении учредительных до­кумен­тов, выписок из ­ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и некоторых других до­кумен­тов в различных ситуациях взаимодействия бизнеса с госструктурами. Он исключает обязанность об обязательном представлении этих до­кумен­тов, заменяя ее аналогичным правом заявителя. При этом уточняется, что при непредставлении этих до­кумен­тов со стороны бизнеса орган государственной власти или местного самоуправления, в который обратился предприниматель или компания, самостоятельно запросит эти сведения, напрямую обратившись в нужное ведомство (например, в налоговую инспекцию).

Дело в том, что при ведении бизнеса возникает множество ситуаций, когда компании или ИП обязаны представлять учредительные до­кумен­ты, их нотариальные копии, выпис­ки из ­ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Далеко не всегда эти требования обос­нованы: зачастую их наличие в нормативном правовом акте является избыточным. В большинстве случаев в них нет необходимости. Во-первых, в этих документах чаще всего нет каких-либо сведений, действительно значимых для оказания госуслуг или выполнения соответствующих государственных функций. Во-вторых, информация в этих до­кумен­тах дублируется со сведениями из ­ЕГРЮЛ, которые государственные органы могут получить путем использования системы межведомственного электронного взаимодействия.

В связи с этим было предложено внести изменения в отдельные законодательные акты, направленные на сокращение требований о представлении бизнесменами отдельных до­кумен­тов и сведений.

Принятие этого закона не является первым шагом в минимизации перечня представляемых документов. Он является логичным продолжением уже давно ведущейся работы. Например, с 2012 г. не требуется представление до­кумен­тов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление госуслуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Но поскольку в ряде актов требования о представлении выписок и иных до­кумен­тов сохранились, работу продолжили. Также при предоставлении услуг по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи не допускается требовать до­кумен­ты и информацию, которые находятся в распоряжении самого лицензирующего органа или иных госорганов (п. 45 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности в облас­ти оказания услуг связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 27.12.2011 № 357).

Больше всего изменений в сфере земельных и таможенных отношений

Самые масштабные изменения связаны с исключением обязанности представлять выписки из ­ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и учредительные до­кумен­ты.

В ЗК РФ изменения касаются двух ситуаций — проведения аукциона на продажу или предоставления права аренды в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. Так, согласно ранее действующей редакции п. 3 ст. 39.12 ЗК РФ организатор аукциона в отношении заявителей — компаний (ИП) запрашивал сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в ­ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в регистрирующем органе. Согласно новой редакции организатор будет запрашивать эти сведения в налоговой с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» сейчас предусматривает, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимы в том числе выписки из ­ЕГРИП либо ­ЕГРЮЛ. В соответствии с новой редакцией, введенной Законом № 102-ФЗ, эти до­кумен­ты запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в организациях, в распоряжении которых находятся указанные до­кумен­ты, если заинтересованное лицо не представило их. Раньше такой возможности не было.

Кроме того, выписки из ЕГРЮЛ (­ЕГРИП) исключены из перечня до­кумен­тов, которые требуется представлять юридическим лицам и ИП для учас­тия в аукционе на право заключения договора о развитии застроенной территории (ст. 46.3 Градостроительного кодекса РФ в редакции Закона № 102-ФЗ). Если заявитель их представил, организатор аукцио­на запрашивает эти сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Аналогичная система будет работать, когда инициатор создания искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подает заявление о создании искусственного земельного участка.

В сфере таможенного регулирования сокращен перечень до­кумен­тов, прилагаемых к заявлениям: о включении в реестр таможенных представителей, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономичес­ких операторов.

Так, когда Закон № 102-ФЗ вступит в силу, при подаче этих заявлений не нужно будет представлять учредительные до­кумен­ты и до­кумен­т, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в ­ЕГРЮЛ. Аналогично уже описанному способу указано, что последний до­кумен­т заявитель вправе представить сам, однако если он этого не сделал, таможенный орган самостоятельно запрашивает сведения с помощью системы межведомственного элект­ронного взаимодействия.

Отмена требований о представлении до­кумен­тов коснулась не только выписок из ­ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и учредительных до­кумен­тов, но и некоторых других. Предусмотрено, что вместо представления до­кумен­тов можно указывать их регистрационные номера. В частности, в следующих ситуациях. Первая: органы государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования будут вправе требовать от изготовителя предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов или их копий) либо регистрационный номер декларации о соответствии или сертификата соответствия (абз. 2 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 № ­184-ФЗ «О техническом регулировании»). Вторая: правило о том, что в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной до­кумен­ты, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами, а также сертификаты, паспорта качества, другие до­кумен­ты, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, дополнено оговоркой, согласно которой вместо этого можно указать в транспортной накладной регистрационные номера этих до­кумен­тов, при условии что сведения о них содержатся в государственных информационных системах (ч. 4 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Безусловно, перечень внесенных изменений не такой широкий, каким мог бы быть. Частично это объясняется тем, что требования о представлении выписок и иных до­кумен­тов не стали исключать в отношении таких ситуаций, когда:

  • положения нормативных правовых актов распространяются на незначительное число случаев (менее 100 в течение года) представления таких до­кумен­тов;
  • положения нормативных правовых актов, устанавливающие требования по представлению выписок, являются обоснованными, а их представление невозможно заменить получением таких сведений через систему электронного межведомственного до­кумен­тооборота. Об этом сказано в пояснительной записке к проекту этого закона.

Закон вступает в силу ­ (по истечении 180 дней с момента официального опубликования).